Дискуссии о проверке спецслужбами пользователей социальных сетей, критикующих президента А.Атамбаева похожи на стремление властей цензуровать интернет.
В течение последних дней в Жогорку Кенеше, СМИ и интернете обсуждаются вопросы, связанные с изучением ГКНБ постов на предмет критики президента КР. Согласно официальному письму этого ведомства,озвученному 12 января 2017 года на заседании Жогорку Кенеша в ответ на депутатский запрос было установлено 10 социальных пользователей Фейсбука «по факту распространения и размещения негативных публикаций в адрес главы государства». Также ГКНБ сообщило, что продолжается «проведение мероприятий по установлению других 35 пользователей». По сообщению СМИ, представитель президента в парламенте отметил, что ГКНБ изучает посты кыргызстанцев в соответствии с со статьей «О защите чести и достоинства» в рамках действующего закона «О гарантиях деятельности президента КР».
Обеспокоенность вызывает факт утверждения о размещении и распространении пользователями неких «негативных публикаций».
Непонятно, что подразумевается под такими публикациями поскольку сообщения и высказывания, написанные в негативной тональности, не квалифицируются как порочащие сведения, умаляющие честь и достоинство гражданина. Важно иметь ввиду, что к негативному контенту относится лексика ненависти, мнения, оценки, суждения, вопросы, призывы, негуманные метафоры, клише и стереотипы и другие критические, сатирические высказывания, визуальные образы часто гипотетического характера и не содержащие упоминания о конкретных фактах.
Необходимо понимать, что некоторые слова и изображения в онлайн сфере, являющиеся риторикой ненависти, не могут навредить, независимо от того, как они используются и вопросы их урегулирования лежит в плоскости поведения пользователей. Кроме того, при квалификации сообщений основную роль играет не сам текст поста, а его возможное восприятие аудиторией, намерение автора и ряд других факторов.[1] Данное определение подтверждается и постановлением Пленума Верховного Суда КР, «О судебной практике по разрешению споров о защите чести, достоинства и деловой репутации» от13 февраля 2015 года[2], от 13 февраля 2015 года № 4.
Статья 4 Конституции КР указывает, что «не подлежат никаким ограничениям установленные ..(законом).. гарантии запрета:…на свободу мысли и мнения». Инициирование слежки за критиками в социальных сетях больше присущи авторитарным странам где, используя этот механизм, власти пытаются сохранить свое господство. Однако этот принцип противоречит Кыргызстану, идущему по пути демократического развития, имеющего либеральную онлайн сферу и позитивные, по сравнению с соседними странами, рейтинги свободы выражения и интернета.
Согласно рейтингу Свобода интернетав мире-2015 Кыргызстан занимает более высокое 35 место, в то время как соседний Казахстан — 63, а Россия — 65. Поиск критики и негативных публикаций в интернете также никаким образом не может быть оправдан и как расследование с целью обнаружить пропаганду разного вида ненависти, призывающей к дискриминации, вражде и насилию, что закреплено в ст.31 п.4 Конституции КР. Поскольку эта норма распространяется на нетерпимость по отношению к социальным группам.
[1] Методология экспертизы конфликтных текстов, речей, аудиовизуального контента, разработанная Школой миротворчества и медиатехнологий в ЦА для регулярных мониторингов и анализа СМИ, Интернета и публичного дискурса на предмет наличия в нем языка вражды и нетерпимости.