Госкомитет нацбезопасности Кыргызстана в ответ на обращение депутата парламента Ирины Карамушкиной сообщил о слежке за рядом пользователей соцсетей, публикующих негативные посты о президенте Алмазбеке Атамбаеве. Могут ли спецслужбы привлечь граждан за публикации в Интернете к ответственности? Об этом «Азаттык» поговорил с политологом Туратом Акимовым.
«Азаттык»: Можно ли говорить о слежке со стороны ГКНБ за пользователями «Фейсбука»?
Акимов: В рамках законодательства «Фейсбук» не является средством массовой информации. В мировом сообществе есть такое понятие как «право на собственное мнение». В Испании был случай, когда гражданин выиграл суд, в котором он проходил из-за своего комментария о евреях. Суд решил, что он выразил собственное мнение. Потому что обвиняемый никого не оскорблял, ни к чему не призывал.
В Кыргызстане свобода слова на высоком уровне. Президент может спокойно назвать человека «Теке» или обозвать людей «баранами». Все же видят и слышат его выступления в СМИ.
«Азаттык»: А если подходить с правовой точки зрения? Позволяет ли законодательная база оценивать посты интернет пользователей, выявлять их авторов и привлекать к ответственности?
Акимов: Человек может обратиться с заявлением о причинении ущерба его чести и достоинству, после чего следственные органы будут проводить соответствующие мероприятия. Если президент не обращался, нужно разобраться, была ли уполномочена «бегать» за президента Ирина Карамушкина.
Омурбек Текебаев или Омурбек Суваналиев никогда не обращались в правоохранительные органы за заявления в свой адрес. Здесь стоит вопрос о том, будут ли сами граждане обращаться в органы. В случае обращения, следственные органы обязательно проведут проверку и дело может дойти до суда.
«Азаттык»: Отдельные интернет пользователи высказываются, что, наверное, самому президенту Алмазбку Атамбаеву не нужны такие проверки, поэтому делают это люди, желающие понравиться главе государства. Вы поддерживаете такое мнение?
Акимов: Поддерживаю. Президент сам любит говорить свободно, не обращает на многое внимание. При этом всегда много тех, кто хочет понравиться и услужить. Поэтому нужно узнать по поводу Карамушкиной, есть ли у нее такое право или нет.
«Азаттык»: Депутат говорит, что обратилась в ГКНБ на основании поступившего письмо по поводу критикующих президента в «Фейсбуке» пользователей.
Акимов: Карамушкина должна знать, в мировом понимании «демократия не компетентна определять свободу слова». Свобода слова дается человеку с момента его рождения и явления на свет. Никто его не может остановить. Конечно, если кто-то выступает перед людьми и делает призывы, наносящие вред, это называется экстремизм. К примеру, если будут говорить о том, что президента нужно застрелить.