Кыргызстанский медиа-эксперт Гульнура Торалиева рассуждает о необходимости внедрения медиаграмотности в Кыргызстане.
Каждый раз убеждаюсь, что мы нуждаемся в обучении медиаграмотности (media literacy), мы – это школьники, студенты, учителя, преподаватели, журналисты, широкая общественность. Это тема модная и интересная для Кыргызстана, но настолько, же неизученная. Каждый трактует медиаграмотность, как хочет.
По авторитетным англоязычным источникам, медиаграмотность – это способность искать, анализировать, создавать, критически оценивать сообщения СМИ и средств массовой коммуникации. На мой взгляд, это ключевые навыки.
Ежеминутно среднестатистический человек сталкивается с сотнями медиасообщений через самые разные каналы коммуникаций. Почти все взрослое население страны сегодня живет медиажизнью, у многих есть профили в социальных сетях, другие пользуются мессенджерами и другими приложениями. Все больше людей получают информацию через социальные сети, а не через традиционные СМИ (газеты, ТВ, радио). Информация разлетается со скоростью света, в ту же секунду, одновременно с событиями. Мы сами создаем новости, сами распространяем информацию.
При этом в нашей стране медиаграмотность не преподают ни в школах, ни в университетах. В Финляндии медиаграмотности учат с раннего детства и признают одной из основных гражданских компетенций, позволяющих полноценно развиваться в обществе, участвовать в его развитии самому.
В России уже с 2013 года делают официальные замеры медиаграмотности, созданы несколько учебников. Однако там медиаграмотность сфокусирована на безопасности работы в сети, а также регулировании запрещенного контента (порнография, экстремизм и дезинформация).
Мне импонирует фокус на сетевом этикете, умении работать с информацией, создавать и интерпретировать медиатекст, а также его осмысливать, проверять факты, оценивать источники информации. Более продвинутые навыки медиаграмотности позволяют предотвращать действия террористических группировок, техногенных катастроф и стихийных бедствий. Отдельного внимания заслуживают авторское право и безопасность детей.
Последний раз мы репостнули вместе с турецкими СМИ копию паспорта гражданина нашей страны, предположив его причастность к теракту. Мы не стали проверять информацию, не стали скрывать имя подозреваемого, не обратили внимание на то, что информация распространяется не из официальных источников и т.д. Мы подвергли опасности жизнь человека, его семьи, и, возможно, он до сих пор не в безопасности. Мы подвергли опасности тысячи жизней наших соотечественников в Турции и граждан Турции в Кыргызстане. И, можно преуменьшать, а можно преувеличивать роль произошедшего, но дело в том, что это происходит регулярно, и к решению проблемы надо подойти системно.
Каждый день мы сталкиваемся в соц.сетях с ненавистью, неспособностью спорить, аргументировать, с оскорблениями и обидами. Чаще всего это связано с нетерпимостью к чужому мнению, позиции, видению. Но в большей степени неумением создавать, читать и интерпретировать тексты.
В дошкольных и школьных учреждениях у нас не ставят целью привить навыки критического мышления, не учат анализировать и аргументировать.
В то время как во многих странах уже давно осознали, что постоянно пользоваться медиа и уметь ими пользоваться – это разные вещи. К достижению более высокого уровня медиаграмотности нужно подходить комплексно: это и законодательство, система образования (дошкольная, школьная, высшее образование), информационные кампании, замеры уровня медиаграмотности, IT образование, медиа этика, журналистика.