Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Медиапотребитель в Кыргызстане политизирован и взвешенно-оптимистичен.

Такой вывод можно сделать из исследования, опубликованного бишкекским консалтинговым агентством “M-Vector”. Заказал исследование USAID, и хорошо, что заказал, потому что как таковых медиаизмерений в Кыргызстане нет.

Рынок слабенький, не интересно здесь ни Гэллопу, ни Нильсену. Соответственно, местные СМИшники всегда с уверенностью говорят о своей аудитории, но реальных цифр никто никогда показать не мог. Сейчас же можно сослаться на солидную выборку из 3502 человек по стране, во всех семи областях, и на признанную, хотя и не бесспорную, методологию.

Сразу скажу, что представители СМИ восприняли исследование с определенной долей скепсиса. Например, у телевизионщиков на презентации результатов возникли сомнения именно в методологии – почему, мол, использовались личные интервью, а не дневниковые панели.

Консультант USAID, который разрабатывал методологию и обучал спецов из “M-Vector”, – очень симпатичный, кстати, дядечка из Шотландии, с многолетним опытом подобной работы в других странах – объяснил, что на дневники не всегда можно полагаться, потому что зачастую респонденты их заполняют не день в день, а раз в неделю, пытаясь при этом в пятницу вспомнить то, что было в понедельник.

В итоге, наверное, этот ответ удовлетворил большинство присутствующих, потому что практически сразу после окончания презентации в некоторых не столь рейтинговых – если верить исследованию – редакциях начался разбор полетов.

Само исследование показало следующее. Потребитель информации в Кыргызстане черпает эту самую информацию в основном из ТВ – что, конечно же, не ново, это мы все знали и так, без исследования, но, наверное, мы не могли себе представить тот отрыв, с которым ТВ лидирует: 88,2% опрошенных назвали телевидение главным источником информации, в то время, как радио, ближайший преследователь, упоминалось в качестве основного источника 4,8% опрошенных.

Самыми популярными в Кыргызстане являются местный общественный (государственный) вещатель ОТРК и российский ОРТ, причем по большинству показателей по стране они идут приблизительно вровень, но в Бишкеке и Оше ОРТ заметно лидирует.

Далее с сильным отставанием идут “ЭлТР” (местный государственный канал), РТР (Россия), “Йешлар” (Узбекистан), “Пятый канал”, НБТ (ретранслирует СТС), “Эхо Манаса” и “39 канал” (ретранслирует MTV) (все – местные частные каналы).

Но самое интересное, по-моему, это то, ЧТО кыргызстанский зритель смотрит по ТВ в прайм-тайм – вечернее время, начиная с 19.30.

Это – новости: сначала местные новости ОТРК, а потом, с еще бОльшим всплеском интереса, – новости ОРТ. Причем для 48,8% опрошенных новости являются самым любимым типом ТВ передачи! Кино, сериалы и музыкальные видео остались далеко позади.

Радиослушатели Кыргызстана немного менее политизированы. Все-таки было бы странно, если бы по радио они предпочли слушать что-то, кроме музыки. Итак, музыка – на первом месте. А на твердом втором – все те же новости. Причем лучшие новости – у Радио “Азаттык”. Меня это немного удивило, учитывая то, что совсем недавно закрыла свое вещание русская служба Би-Би-Си, перейдя исключительно в онлайн.

А здесь вот кыргызская служба “Радио Свобода” так себя проявила! В остальном же в Кыргызстане по всем показателям лидирует местная частная радиостанция “Кыргызстан Обондору”, которая вещает на кыргызском языке и входит в Медиа Группу “Европа”. За ней идут две другие станции этого холдинга – “Европа Плюс” и “Русская Волна”, затем общественная (государственная) “Мин Кыял” и, опять же, “Азаттык”.

Среди газет преимущество имеет самое тиражное издание страны “Суперинфо” – кыргызоязычный таблоид с ярко-выраженным “желтым” оттенком и сумасшедшим для КР тиражем в 100 тысяч экземпляров.

Но самой надежной респонденты все-таки назвали “Вечерний Бишкек”. Причем наиболее популярный раздел газет – политика. Но не это самое любопытное.

Газеты проиграли Интернету! Нет, привычка читать газеты осталась, и несомненно бОльшее количество респондентов читает именно газеты, нежели Интернет. Но, когда их спросили об источнике получения информации и о надежности этого источника, то здесь каким-то невероятным образом Интернет оказался выше. Хотя, конечно же, по сравнению с ТВ эти цифры просто мизерные – какие-то несколько процентов.

При этом очевидна концентрация использования Интернета в Бишкеке и немного в Оше. По популярности сайтов показатели следуюшие: mail.ru – 63,2%, google.com – 56,5%, odnoklassniki.ru – 29,7% и два местных новостных агентства, akipress.org и 24.kg – 23,4% и 22,1%, соответственно.

Немного странно, что вместо зеркал в зоне .kg здесь дважды фигурирует .com, но скорее всего это – трудности перевода (ну, то есть, просто ошибочка вышла). В остальном же все предсказуемо. И два местных новостных агентства – тоже.

Интересна еще статистика по языку. 52% респондентов предпочитает смотреть ТВ на кыргызском языке, 35% – на русском, почти 12% – на узбекском. Радио на кыргызском языке предпочитает слушать 61%, на русском – 34%, на узбекском – 3%.

По кыргызскому и русскому языкам вроде бы все понятно, и того, и другого в Кыргызстане хватает, хотя собственного производства могло бы быть больше. А вот с узбекским все сложно. Так как в стране сейчас, после событий на юге в июне прошлого года, нет своего ТВ и радио на узбекском, наверное, стоит задуматься о предпочтениях узбекоязычной аудитории. Ведь если у нее не будет, что смотреть и слушать в Кыргызстане, она будет продолжать смотреть и слушать СМИ соседнего Узбекистана, чего на приграничном юге предостаточно.

Ну и последний блок вопросов исследования попытался дать оценку деятельности правительства Кыргызстана, что, в свете смены власти и принятия новой Конституции в прошлом году, для кыргызстанцев – немаловажная тема для размышлений.

Итак, респонденты оценивают работу всех органов власти в основном удовлетворительно. Но вот среди тех, чья оценка была более однозначной – то есть, “плохо” или “хорошо” – больше оказалось тех, кто сказал “плохо”.

При этом абсолютное большинство респондентов – больше 85% -зарегистрированы и пойдут голосовать на предстоящих в конце этого года президентских выборах, хотя только 38% верит в то, что избирательная система в Кыргызстане работает. При этом лишь малая доля респондентов считает, что ситуация в стране ухудшится. Наибольшее же число опрошенных ответили, что верят в светлое будущее страны.

Мария Раснер

Интернет побеждает газеты, но не ТВ. Медиа исследование в Кыргызстане