Комментарий юриста ОФ «Институт Медиа Полиси» Алии Абдраимовой по факту нападения на тележурналистов НТС.
Стоит отметить, что с начала 2011 года это уже 6 случай нападения на журналистов. Ранее пострадали журналисты Назгуль Кушназарова (радио «Алмаз», Бишкек), Эльмира Токтогулова («Тазар.Кг», Бишкек), Жылдыз Бекбаева («Интерфакс», Ош), Самат Асипов («Пятый канал», Бишкек) и Кенеш Жумабаев («Азат.Кг», Кочкор-Ата).
Кроме того, с начала года несколько журналистов: Улан Мукамбаев и Жыргал Айтматов («ЭлТР», Баткен), Хулькар Исамова («Рейтер», Ош) — получали угрозы физической расправы в связи со своей профессиональной деятельностью. Совершено нападение на офис информационного агентства «24.kg» в Бишкеке.
Комментарий ОФ «Институт Медиа Полиси» на пояснение УВД г.Ош по факту нападения в Оше на съемочную группу «НТС»
В Оше 20 июня 2010 года во время акции в поддержку лидера партии «Ата-Журт» депутата Камчыбека Ташиева на съемочную группу телеканала «НТС» было совершено нападение. Вместе с тем УВД г.Ош 21 июня распространяет пояснение, в соответствии с которым опровергается факт избиения журналистов.
Более того, согласно представленному пояснению УВД г.Ош (извлечение): «Примерно 13.30 минут группа журналистов телеканала НТС, пройдя в обход двух юрт, установленных на центральной площади, без разрешения организаторов митинга и не представившись начали снимать их на видеокамеру, на что отрицательно начали реагировать участники мирного митинга». Тем не менее, хотелось бы уведомить сотрудников Управления о том, что в Кыргызской Республике с 26 июля 2002 года действует Закон «О праве граждан собираться мирно, без оружия, свободно проводить митинги и демонстрации», согласно которому, в частности, статье 12: «Средства массовой информации вправе направлять своих сотрудников на публичные мероприятия. Сотрудники средств массовой информации имеют право использовать технические средства для записи, освещения публичного мероприятия, основанием для этого является предъявление удостоверения сотрудника средств массовой информации».
Более того, в законодательстве нет нормы, обязывающей журналистов брать разрешение у организаторов митинга на съемку, а также обязывающей журналистов проходить справа или слева той или иной юрты. Если проходит митинг, журналисты имеют право снимать в любом месте, в любое время без каких-либо территориальных и временных ограничений.
Что касается факта непредставления журналистами самих себя, то в данном случае, если организаторов и кого-либо из участников митинга возмущает данный факт, они имеют полное право подойти и попросить журналистов представить удостоверение. Но журналисты не обязаны заранее представляться с микрофоном в руках или взбираясь на сцену, чтобы назвать свое имя и поприветствовать митингующих.
Далее, в статье 8 вышеуказанного Закона «О праве граждан собираться мирно, без оружия, свободно проводить митинги и демонстрации» сказано, что: «Участники собраний, митингов и демонстраций обязаны соблюдать законы Кыргызской Республики, общественный порядок и безопасность участников мероприятия и других граждан». Следовательно, митингующие обязаны соблюдать общественный порядок и безопасность других граждан, в том числе и журналистов, которые являются гражданами нашей страны и выполняют не только возложенные на них профессиональные обязанности, но и способствуют обеспечению права всего населения на получение информации о жизни общества. Ведь именно СМИ, освещающие мирные собрания граждан, привлекают внимание к насущным проблемам общества, принуждая власть к принятию соответствующих мер.
Также, немаловажно упомянуть и о Законе Кыргызской Республики «Об органах внутренних дел», согласно которому сотрудники органов внутренних дел имеют законное право требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий органов внутренних дел; в случае невыполнения законных требований применять предусмотренные законом меры принуждения, а также проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел.
То есть в данном случае, милиционеры, находившиеся на митинге с целью обеспечения общественного правопорядка, были обязаны обеспечить тот самый общественный порядок и не допустить не только факта рукоприкладства, но и факта какой-либо потасовки, который зачастую приводит к избиению той или иной стороны конфликта.
ОФ «Институт Медиа Полиси» заявляет, что угрозы и физические нападения на журналистов при исполнении ими профессиональной деятельности расцениваются как наиболее злостное вмешательство в свободу слова. Особо тревожно, когда государство в лице правоохранительных органов стоит в стороне, не принимая адекватных мер, чтобы положить конец нарушению прав журналистов.
Хочется верить в светлое будущее нашей страны, в то, что любой гражданин будет в безопасности под чуткой охраной сотрудников милиции, и в то, что сотрудники правоохранительных органов будут всегда помнить свое предназначение, прописанное в Законе «Об органах внутренних дел» о том, что основной задачей органов внутренних дел является обеспечение общественного порядка, безопасности личности и общества, а также то, что органы внутренних дел в своей деятельности исходят из уважения к правам граждан и являются гарантом защиты каждого человека независимо от его гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий.
ОФ «Институт Медиа Полиси» выражает сожаление, что правоохранительные органы оказались односторонними при информировании общества о данном деле и заявляет о необходимости повышения моральной ответственности и этического воспитания сотрудников органов внутренних дел, ознакомления каждого сотрудника с Кодексом профессиональной этики сотрудника ОВД.
Институт Медиа Полиси