В Жогорку Кенеше вновь заговорили о том, что электронные СМИ чувствуют себя слишком вольготно в информационном пространстве. Пора пыл умерить, изменив закон «О средствах массовой информации». С предложением выступил член фракции СДПК (пропрезидентская партия) Дастан Бекешев. Он пока не оформил свою идею в законодательную инициативу. Но это дело времени. Ближайшего, видимо.
Желаю набросить удавку
Претензии Бекешева направлены, в частности, в адрес интернет-изданий. «Есть СМИ, которые зарабатывают на различных пресс-конференциях. Причем они могут любую информацию публиковать. Любой человек может ерунду наговорить, и в виде новости это выпустят», — негодует он.
Он предлагает создать рабочую группу, куда должны войти представители НПО, крупных СМИ, депутаты, а также сотрудники Министерства культуры, информации и туризма.
Нардеп считает необходимой регистрацию интернет-изданий в качестве СМИ. «Делать это будут добровольно те, кто захотел считать себя СМИ, получать аккредитацию в госорганах, работать на серьезном уровне, — предлагает Дастан Бекешев. — А кто не захотел — пожалуйста, будешь оставаться просто интернет-сайтом, но уже не будешь получать аккредитацию, какие-то сообщения из госорганов». «При избирательных кампаниях, например, ЦИК заключает меморандум с сайтами. Это все будет просто узаконено. Потому что завтра могут поднять где-нибудь вопрос, в парламенте, допустим, а не лишить ли нам ИА «24.kg» или кого-нибудь другого аккредитации. Почему? Да потому что они не средства массовой информации!» — аргументирует необходимость поправок член СДПК.
Дастан Бекешев запамятовал, что его коллеги могут лишить аккредитации и без этого.
С чего вдруг
депутат озадачился работой журналистов? Случайно не после скандала ли в Кыргызском обществе глухих и слепых, в котором оказалось замешано и его имя? Люди с инвалидностью не раз жаловались на коррупцию в деятельности руководства их общества, а от депутата и вовсе требовалисдать мандат. Интернет-сообщество активно обсуждало скандал.
Сам Дастан Бекешев уверяет, что инициатива возникла не по этой причине, и привел в пример выборы ректора Кыргызской государственной медицинской академии (КГМА). «Человек еще не успел приступить к работе, как на следующий же буквально день начали на пресс-конференции обливать ее грязью. А почему другой стороне не дают точно такую же площадку, чтобы высказаться? Это уже никому не интересно, оправдательная концепция не интересна. Для этого журналисты уже говорят: «Деньги давай». И таких случаев очень много. Поэтому в законе нужно прописать: если ты кого-то в негативном свете выставляешь, то другой стороне тоже должен дать соответствующую площадку высказаться», — сказал он ИА «24.kg».
По его мнению, нет четких требований по подаче объективной информации. Кто будет определять — объективная информация или нет? «Это легко определить, — уверен депутат. — Если информация подается за деньги и она порочит чью-то честь, достоинство и деловую репутацию, тогда второй стороне должна предоставляться площадь бесплатно в такой же форме и в таком же объеме». Каждый уважающий себя журналист в целях объективности всегда должен заслушивать вторую сторону. Кто же все-таки будет определять объективность информации? На этот вопрос вразумительного ответа от депутата получить не удалось: «Информация за деньги абсолютно не объективна. Вы ее не проверяете, не перепроверяете».
«Помимо онлайн-СМИ, надо сделать еще кое-какие доработки. У нас есть отдельный закон о профессиональной деятельности журналистов, но почему-то он никогда не вспоминается. Чтобы он в полной мере работал, его тоже нужно включить в законопроект. Потому что они взаимосвязаны, не должно быть два отдельных закона», — добавил Дастан Бекешев.
Под колпаком у «Белого дома»?
По данным представителей ОФ «Институт Медиа Полиси», действующее законодательство в области медиа уже обязывает СМИ распространять объективную, сбалансированную и достоверную информацию. Отсутствие законодательного регулирования онлайн-изданий не освобождает их от ответственности за распространение недостоверной информации.
«Институт Медиа Полиси» считает, что пресс-конференция — это площадка для обмена информацией и мнениями, где каждый гражданин реализует свое конституционное право на свободу выражения мнения. Никого нельзя принудить или отказаться выступить публично. А если на пресс-конференции озвучены порочащие честь и достоинство сведения, человек вправе обратиться в суд.
Практика показывает, что предметом спора в суде по статье 18 Гражданского кодекса о защите чести, достоинство и деловой репутации становились сведения, распространенные именно на пресс-конференции.
Руководитель интернет-издания «Заноза» Дина Маслова лишь отчасти согласна с предложением Дастана Бекешева. «В Кыргызстане на самом деле много устаревших законов. И Закон «О СМИ» — один из них. Но в период давления на журналистов очередной выпад в сторону СМИ воспринимается особо болезненно. Почему нужно вносить правки именно в этот закон? Почему это делает именно представитель СДПК? Происходит ли это по велению аппарата президента? Из-за недоверия общества к парламенту, отдельным депутатам и правящей партии у журналистов возникает вопрос: «Что на самом деле кроется за изменениями законов, которые на словах хотят усовершенствовать и актуализировать?» — говорит Дина Маслова.
Группа депутатов, в числе которых Кожобек Рыспаев, лоббирует изменения в Закон «О СМИ», где речь идет об иностранном участии и финансировании. «Возможно, инициатива Бекешева – часть антимедийной кампании, потому что в поправках Рыспаева в списке СМИ нет интернет-изданий. А если они появятся, то журналисты просто станут под колпаком у «Белого дома», — считает Дина Маслова.
Ответственность СМИ и без того определена действующим законодательством. Отсутствие информационных агентств в списке средств массовой информации не мешает чиновникам подавать на них в суд и зачастую признавать сайты виновными.
В «Институте Медиа Полиси» считают, что любые инициативы по регулированию деятельности СМИ должны рассматриваться с точки зрения норм Национальной стратегии устойчивого развития КР 2013-2017 годов, где основным направлением обозначено «продолжение политики обеспечения свободы слова, защиты конституционных прав граждан на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати».
По мнению медиаэксперта Елены Ворониной, предложение Дастана Бекешева может привести к установлению авторитарного режима.
«Он не знает национальное законодательство о СМИ, не разбирается в терминах. С такими инициативами страна превратится во вторую Северную Корею. Попытки применения к Интернету правил, установленных законодательством о СМИ, вызовет ряд трудноразрешимых вопросов, — отмечает она. — Если какая-либо порочащая информация распространена в традиционных СМИ, то тот, чью честь или деловую репутацию она ущемила, вправе потребовать опровержения. Опровержение по радио и телевидению передают в то же время суток, что и опровергаемое сообщение. Но опровержение в Интернете нельзя «передать» и тут же снять. Отсутствие принципов, которые свойственны традиционным СМИ, приводит к мысли о преждевременности подчинения интернет-изданий существующему правовому режиму. Любые попытки остановить, задушить, закрыть развитие онлайн-журналистики можно расценивать как антидемократические».
Подобные инициативы возникают в преддверии выборов. В Кыргызстане уже пытались лишить информационные агентства возможности освещать избирательный процесс, так как они не являются СМИ. Тогда ЦИК запретил им вести агитационную кампанию.
Моя твоя не понимать
Депутаты и чиновники не в силах связать двух слов, но рвутся к микрофону, чтобы появиться на страницах газет или лентах информационных агентств. Но зачастую городят такое, что их поднимают на смех. За примером далеко ходить не надо.
На заседании комитета по экономике и фискальной политике парламентарий Гулшат Асылбаева заявила, что не верит в существование зарплат в 9 тысяч сомов. Конечно, откуда человеку, чей годовой доход превышает 2 миллиона сомов, знать о том, что некоторые кыргызстанцы получают и того меньше, по 4-5 тысяч сомов.
Главный аргумент всех чиновников: СМИ меня неправильно поняли. Пресс-служба ЖК поспешила на помощь депутату, но лишь усугубила ее положение. Она подтвердила, что Гулшат Асылбаева действительно сказала, что не верит в существование в Кыргызстане зарплат меньше 8-9 тысяч сомов. Но имела-то ввиду она совершенно другое.
У беловоротничковых так и будет возникать желание приструнить СМИ, которые пытаются открыть читателям глаза. Правильной они считают только ту информацию, которая выставляет их в лучшем свете. К таким СМИ и вопросов не возникает, но это уже не журналистика, а подхалимство.