Интернет-провайдеры Кыргызстана уверены, что транзитные операторы Казахстана вступили в ценовой сговор против своих партнеров — региональных операторов Кыргызстана. Об этом редакции Zanoza сообщили местные провайдеры и руководители Ассоциации операторов связи.
«Географически мы зависим от Казахстана, — пояснили провайдеры Кыргызстана. — Именно Казахстан обеспечивает связь до границы с Россией (а затем Россия обеспечивает дальнейший трафик). На кыргызско-казахской границе со стороны Казахстана действуют несколько транзитных операторов связи. С 2010 г. и до середины лета 2016 года они конкурировали между собой за спрос со стороны региональных операторов Кыргызстана. Естественно, чтобы обойти своих конкурентов в борьбе за провайдеров Кыргызстана, операторы соседней республики предлагали не только качество, но и умеренную цену».
Благодаря этой конкурентной борьбе весь трафик Кыргызстана распределен почти в равных пропорциях между тремя из четырех казахских транзитных операторов. Ни у одной из компаний нет доминирующего положения.
«Интернет-операторы Казахстана наращивали объем услуг и оптимизировали цены. Однако в июле этого года они заявили о повышении цен на свои услуги более чем в два раза», — возмущаются местные провайдеры.
С чего вдруг?
Провайдеры Кыргызстана не могут понять, почему казахстанские партнеры подняли цены.
«В профессиональной прессе не было ни одного сообщения, которое бы могло объяснить резкое повышение цен. Компании транзитного рынка давно построили все необходимые магистральные каналы, плановое расширение технических возможностей изначально заложено в тарифы, — отмечают провайдеры. — Стоимость услуг транзита на границе Российской Федерации и Республики Казахстан снижается. Немаловажно и то, что все операторы Кыргызстана оплачивают услуги казахских операторов в долларах США. Но в самом Казахстане в результате девальвации национальной валюты значительно вырос курс доллара к тенге, а значит, операторы стали получать значительно больше наличности».
Против кого дружим?
Провайдеры Кыргызстана полагают, что операторы связи Казахстана вступили в ценовой сговор.
«В пользу этой версии говорит и тот факт, что нам не удалось договориться с другими участниками транзитного рынка. Мы получили отказ по непонятным причинам», — подчеркнули представители Ассоциации операторов связи Кыргызстана.
Иногда операторы Казахстана ссылались на технические проблемы. Однако провайдеры Кыргызстана, считают, что это только отговорки.
«В качестве примера можно привести компанию ТНС Плюс, которая обеспечивает не менее 25 процентов транзитного трафика Кыргызстана. Один из региональных операторов весной 2016 г. вел переговоры о подключении к транзитной сети ТНС на скорости 40 Гбит/с, что в 4 раза больше, чем текущее стандартное значение скорости порта подключения — 10 Гбит/с. Было достигнуто предварительное соглашение на проведение земляных работ по организации стыка на границе. Ценовые параметры также удовлетворяли обе стороны. При этом даже максимальная для нашей страны скорость порта в 40 Гбит/с является лишь малой частью общей полосы пропускания современной транзитной магистрали компании ТНС. Таким образом, невозможно понять отказ в заключении договора на услуги транзита из-за отсутствия технической возможности обслужить дополнительные мизерные 10-20 Гбит/с трафика», — сказали провайдеры.
Одной из компаний, которая, предположительно, участвует в сговоре, оказалась компания ТНС, близкая к группе «Вымпелком».
«Совсем недавно этой группе пришлось выплатить около $800 млн в виде штрафа американским и европейским регуляторам за антирыночные действия близких к группе «Вымпелком» компаний в Узбекистане», — напомнили провайдеры.
Они отметили, что если Казахстан поднимет цены для провайдеров Кыргызстана, то им придется либо поднимать цены на внутреннем рынке, либо снижать трафик, что скажется на скорости интернета.
«В любом случае это отбросит интернет-развитие Кыргызстана на 3-4 года назад, что мгновенно скажется на многих других составляющих. Например, на качестве предоставления госуслуг и доступе к информации», — подчеркивают в Ассоциации операторов связи.