Мировое сообщество вынуждено все резче выступать против терроризма и экстремизма. Отечественный парламентский корпус не остался в стороне и перед уходом на летние каникулы принял ряд радикальных мер, касающихся обеспечения национальной безопасности. Депутаты, в частности, проголосовали в третьем чтении за законопроект о лишении гражданства тех, кто выехал в зону вооруженных конфликтов, и одобрили блокировку веб-сайтов, распространяющих идеи терроризма иэкстремизма.
Когда реакция не обсуждается, а принимается как должно
Почти каждый день в мире случаются теракты, где гибнут сотни людей и десятки получают ранения. Руководство стран, где от рук террористов погибают мирные жители, принимает определенные меры: кто-то ограничивается общественным порицанием и дает указание ловить преступников, а кто-то решает сразу казнить экстремистов, уже пойманных за ранее совершенные аналогичные преступления. Третьего июля — в разгар священного для мусульман месяца Рамазан — в столице Ирака прогремели взрывы у ресторана в центральном районе Карада и возле рынка в северном районе Аш-Шааб.
По данным СМИ, погибли 213 человек, сотни получили ранения. Ответственность взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство». В Ираке объявили трехдневный траур. Реакция руководства страны на трагедию, унесшую жизни мирных жителей, была мгновенной. Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади поручил Министерству юстиции немедленно привести в исполнение все смертные приговоры в отношении осужденных террористов. В прессе не стали широко обсуждать вопрос о правильности этого решения. Иракское руководство просто поставило мировую общественность перед фактом: зло должно быть наказано.
Ранее в международном аэропорту имени Ататюрка в Стамбуле и у находящейся рядом станции метро также произошел теракт. По официальным данным, от взрывов погибли 44 человека, ранены 239. Среди пострадавших есть и кыргызстанец. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что среди подозреваемых в теракте есть уроженцы не только Кыргызстана, но и Таджикистана, а также Республики Дагестан (Россия). Он отметил, что всего задержали 30 человек.
В Кыргызстане, к счастью, такие широкомасштабные теракты не случались. Во многом благодаря бдительной и тщательной работе спецслужб. Сколько бы претензий гражданские активисты ни выставляли рыцарям плаща и кинжала, но свою работу они знают.
Шумели не зря
Народные избранники на протяжении всей первой сессии не зря выражали беспокойство по поводу участившихся случаев выезда наших соотечественников в Сирию. Изначально шум подняли в СМИ. Депутат от фракции «Онугуу-Прогресс» Тазабек Икрамов был первым, кто предложил привлекать побывавших в Сирии людей к участию в теледискуссиях, чтобы они могли рассказать всем, что их ждет. «Давайте привлечем для выступления на телевидении и представителей муфтията, Совета улемов, чтобы они объясняли зрителям, что нельзя поддаваться вербовке», — заявлял в палате Тазабек Икрамов.
Между тем сводки МВД не пестрили сообщениями о тех, кто в поисках лучшей доли и заработка выехал из Кыргызстана. Ситуация достигла критической точки после того, как отечественная пресса сообщила о сотне вывезенных в зону боевых действий детей. По информации силовиков, несовершеннолетних туда доставили родители. Затем были сообщения о том, что ГКНБ пресек еще несколько незаконных попыток выездакыргызстанцев в зону боевых действий.
Вcлед за этой информацией широкой общественности стали доступны сообщения о том, что побывавшие в Сирии люди подвергаются уголовному преследованию. К примеру, женщина, съездившая в Дамаск с мужем и детьми, получила два года испытательного срока. Мать троих несовершеннолетних обвинили в соучастии в преступлении, пособничестве и терроризме.
Все это время в парламентском корпусе обсуждали законопроект, направленный на лишение гражданства кыргызстанцев, выехавших в зону вооруженных действий. Особых нареканий этот документ в палате не вызвал. Согласно нововведениям гражданство утрачивается в случае «участия гражданина КР в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства или прохождения за пределами КР подготовки, направленной на приобретение умений и навыков совершения террористического или экстремистского преступления».
Депутаты одобрили и поправки в Кодекс об административной ответственности, Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, согласно которым кыргызстанцам грозит ответственность за вывоз несовершеннолетних в зону вооруженных конфликтов. Кодекс об административной ответственности пополнится еще одной статьей, касающейся публичного прославления или восхваления террористической или экстремистской деятельности. Как считают законодатели, эта норма позволит выявить лиц, ведущих скрытую пропаганду идей экстремизма и терроризма под видом реализации права на самовыражение, свободу слова и религиозных убеждений, и проводить профилактическую работу с ними.
Блок, да не тот
Законодатели в третьем чтении одобрили документ о блокировании сайтов, распространяющих идеи терроризма и экстремизма. Его инициатором выступило правительство, предложив дополнить Гражданско-процессуальный кодекс новой статьей, согласно которой решения суда о признании информационных материалов экстремистскими, призывающими к террористической деятельности или оправдывающими ее необходимость, будут вступать в силу немедленно после оглашения.
При этом суд должен рассмотреть иск в трехдневный срок, а в случае необходимости дополнительной проверки – в пятидневный срок. Заявление может рассматриваться без участия ответчиков в случае их неявки. Допускается временное ограничение доступа к информационным материалам для принятия мер по обеспечению иска.
В свою очередь глава общественного фонда «Гражданская инициатива интернет-политики» Татту Мамбеталиева недоумевала, почему депутаты молчали ранее, когда блокировка сайтов происходила кулуарно и без судебных решений. По мнению эксперта, законопроект направлен на то, чтобы не просто легализовать, но сделать прозрачным и открытым процесс фильтрации Интернета, чтобы все данные о том, какой контент заблокирован и почему, публиковались. «Это ответная реакция гражданского общества, интернет-провайдеров и операторов связи на предложение правоохранительных структур создать инструкцию о внесудебной форме блокировки, без опубликования списка запрещенных к распространению материалов, по непонятным и неясным процедурам, «без суда и следствия», — отметила Татту Мамбеталиева.
Эксперт добавила, что данный законопроект «родился» в процессе долгих дискуссий между гражданским обществом, бизнесом, правоохранительными органами и правительством. «Надо понимать, что блокировки происходили, происходят и будут происходить, поскольку существует много угроз информационной безопасности. Но важно, чтобы процессы были законными, прозрачными и понятными, исключительно на основании судебного акта, как требуют международные стандарты. Нельзя требовать от оператора связи ограничивать информацию без решения судебного органа, признавшего эту информацию незаконной», — заключила она.
Хотели как лучше, а получилось как всегда
Решение нардепов блокировать сайты за распространение информации экстремистского толка, возможно, и правильное. Но, учитывая, что наши власти действуют по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда», нет гарантии, что закон не превратится в орудие против неугодных интернет-ресурсов.
В 2014 году в Казахстане заблокировали портал «Клооп» за распространение видеоролика о детях, тренирующихся в лагере «Исламского государства». Видео клооповцы взяли с сайта британской газеты «Дэйли Мэйл». Они подчеркивали, что ролик был использован «исключительно в иллюстративных целях». В общественном фонде «Клооп» тогда заявили, что сожалеют о решении властей РК заблокировать их сайт, и призвали кыргызские власти не поддаваться давлению соседнего государства, а, наоборот, защищать своих журналистов.
Министерство внутренних дел КР отреагировало на этот шаг казахских коллег и передало данный материал для изучения в Генеральную прокуратуру. Речи о «замораживании» «Клоопа» в Кыргызстане не шло. Эксперты же отмечают, что с принятием законопроекта история может повториться, и любой сайт, не понравившийся сановным особам, будет ликвидирован без судейского постановления.
«Что именно считать экстремистской деятельностью? Возьмем, опять же, нашумевший пример с порталом «Клооп»: обучение детей в военном лагере запрещенной террористической организации или распространение видео об этом? Я не вижу факта распространения, к примеру. «Клооп» выполнял свою работу. Поместив ролик на портале, журналисты сигнализировали о том, что малолетние граждане Казахстана проходят курс молодого бойца. Они же не призывали детей изучать военное дело», — считает юрист Нурбек Токтакунов.
Вместе с тем и другие аналитики полагают, что ограничение такого рода информации никак не решит проблему, а если пресекать подобные сведения, то эффект может быть обратным. И потом, кто будет оценивать содержание той или иной публикации на предмет, есть там проявление экстремизма или призывы или это обыкновенный информационный месседж?
А где специалистов изыщете?В МВД и ГКНБ заверяют, что у них есть обученные специалисты. Но как тогда быть с утверждениями сотрудников Госкомиссии по делам религий о том, что на «островке демократии» наблюдается дефицит экспертов–теологов? На всю страну их всего четверо. Доморощенные, диванные эксперты не в счет. Контент же информационных лент разнообразен, и дать оценку тому или иному материалу может, опять же, только медиаэксперт, а утверждать, достоверен он или нет, содержатся ли в нем проявления экстремизма – прерогатива суда. Именно поэтому специалисты считают, что закон станет инструментом в борьбе против скандальных информационных порталов.
Потуги чиновников и парламентариев в обеспечении безопасности страны приветствуются, но для начала необходимо решить вопрос с кадрами. Их как не было, так и не предвидится. И этот закон нависнет Дамокловым мечом над всеми отечественными интернет-СМИ. Хотя вряд ли это волнует народных избранников, рапортовавших о том, что за свою первую сессию они приняли целых 157 законопроектов.