Фото: 22 апреля адвокаты В.Вахитов и Х.Салиев до начала процесса по делу Нурматова
«20 августа примерно 6:30 часов вечера ко мне подошли четверо мужчин в гражданской одежде, сказали, что они из милиции. Сказали, что я попал в наблюдение видеокамеры во время обыска в доме имама Рашота Камалова, и поэтому мне нужно пройти в РОВД Кара-Суу в качестве свидетеля. В РОВД они применили силу, потом посадили меня в белую машину с госномером В 8822 ВА и увезли в УВД города Ош. На втором этаже в кабинете меня попросили дать пароль от моего аккаунта в соцсети «Одноклассники». Меня избивали шесть человек, имен не помню, но в лицо узнаю, если их увижу. После избиения меня тошнит, постоянная рвота, болят глаза, оба уха стали плохо слышать. Во время избиения я терял сознание три раза. Когда пришел в себя, они вновь потребовали дать пароль от аккаунта. Кто-то взял мой телефон и сказал, что они свяжутся с людьми, которые находятся в Сирии и ты с ними поговоришь. На вопрос, что я буду говорить, меня избили. Во время соединения по телефону, как я взял в руку телефон, они снимали меня на видеокамеру. Я не стал говорить по телефону с человеком в Сирии. Меня посадили за стол, на котором стоял компьютер и была открыта страница соцсети, в этот момент меня снимали на видеокамеру. Меня опять избили. Под их давлением я дал неверные показания», — рассказал Абдуллох.
20 августа адвокат Валерьян Вахитов не мог попасть к подзащитному несколько часов. Абдуллоха отпустили домой около 24 часов ночью. По приезду домой около 24:50 минут Абдуллох сразу же обратился в отделение экстренной помощи Карасуйской территориальной больницы. Ему выставили диагноз: закрыто-черепно мозговая травма, сотрясения головного мозга, ушиб мягких тканей височной области слева, посттравматический отит слева.
По поводу воспрепятствования адвокатской деятельности и по пыткам сразу же обратились в Ошскую городскую прокуратуру, где неоднократно отказывали в возбуждении уголовного дела. Хотя, помимо свидетельских показаний, факт применения пыток подтверждается заключением судебно-психологиеской экспертизы от 17 сентября 2015г. за исх№620 где указано, что после применения к Нурматову Абдуллоху пытки/насилия у него развилось депрессивное расстройство. Данные психолого-психиатрического обследования согласуются с сообщением о имевшей место пытки/насилия. Данное расстройство ожидаемая реакция на стрессовую ситуацию. Согласно опросу Норматова Абдуллоха пытки к нему применялись в период времени с 21:00 до 24:00 часов 20 августа 2015г. А согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы от 1 декабря 2015г. за №172 у Нурматова Абдуллоха обнаружены повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы с сотрясением головного мозга, покраснения кожи в области волосистой части головы, груди и живота, ушиба ушной раковины слева.
Вместе с тем, уголовное дело против жертвы пыток Нурматова Абдуллоха, обвиняя его в хранении экстремистского материалы, не смотря на многочленные нарушения, рассматривается в Ошского городском суде.
В суде адвокаты в своих ходатайствах отметили, что вменяемые информационные материалы, якобы взятые из аккаунта Абдуллоха из социальной сети «одноклассники.ру» незаконны, так как отсутствует судебная санкция разрешающая милиционерам их изымать. Поскольку ч.2 ст.29 Конституции Кыргызской Республики гласит, что каждый имеет право на тайну переписки, … электронных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается … исключительно на основании судебного акта. Не смотря на неоднократные ходатайства адвокатов об этом, председательствующий судья под предлогом что он должен сперва изучить этот материал, отказывает адвокатам решить этот вопрос. Видимо, не всем участникам суда понятно суть ч.2 ст.29 Конституции Кыргызской Республики, которая запрещает ограничивать право на тайну переписки, электронных и иных сообщений, без судебного акта, а такого акта не имеется.
22 апреля в ходе суда адвокаты также заявили суду ходатайство, чтобы предъявили судебное решение о признании экстремистскими вменяемых Абдуллоху материалов. Адвокаты пояснили, что согласно ст.13 Закона «О противодействии экстремистской деятельности» информационные материалы признаются экстремистским только судебным решением, а в уголовном деле, где Абдуллох обвиняется в хранении экстремистского материала, нет такого судебного решения.
Суд отказал адвокатам мотивируя тем, что раз эксперт Госкомиссии по делам религии указал, что материалы относится к РЭО «Хизбут-Тахрир», значит они являются экстремистским.
«Такой вывод вызывает недоумение ещё и потому что в предыдущих судебных процессах адвокаты предъявляли суду официальные письма Центра судебных экспертиз и государственной кадровой службы, которые подтверждали что Госкомиссия по делам религии не является судебной-экспертной организацией и у них в штате нет должности эксперта, а также документы подтверждающие что у сотрудника Госкомиссии по делам религии проводившего религиоведческую экспертизу образование в области преподавателя арабского языка, что не помещало будучи не имея образования в области религиоведения проводить ему религиоведческую экспертизу», — отметили адвокаты.
После отказа суда, адвокаты напомнили что ранее суд принимал решение о необходимости в опросе оперативного сотрудника 10-го отдела УВД г.Ош, который был в числе задержавших Абдуллоха и якобы изымал вменяемые Абдуллоху материалы. Суд отложив своё заседание на 29 апреля, удовлетворил просьбу прокурора выдать судебный приказ о его принудительном приводе.
Адвокаты отмечают, что из-за того что Абдуллох пожаловался на пытки, милиционеры спустя 10-дней, т.е. 31 августа назначили религиоведческую экспертизу, без этой жалобы Абдуллоха возможно его уголовно не преследовали бы.
Абдуллох сказал, что он не состоит ни в какой религиозной организации и его активность в соцсети состояла в том, что он отметил фотографии и посты с осужденным Дильером Джумабаевым, так они соседи, и фотографию арестованного имама Рашота Камалова, так как он был имамом их мечети. Информация по судебным делам Джумабаева и Камалова находится в свободном доступе в интернете на сайтах различных информационных он-лайн изданий.
Слушания продолжатся утром 29 апреля. Дело ведет судья горсуда Жолборс Кудаяров, прокурор — Гульнара Эркинбаева.
Ссылки на материалы за прошлый год:
- Обвиняемого в экстремизме за «лайки» в соцсетях отпустили под домашний арест
- Обвиняемый в экстремизме за «лайки» в соцсетях добивается возбуждения дела по пыткам