Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Мы живем в век стремительного развития телекоммуникационной отрасли, и ОАО «Кыргызтелеком» — один из локомотивов ее в республике. Что ожидает нас здесь уже в ближайшем будущем, об этом и о многом другом рассказывает «Вечернему Бишкеку» Председатель Правления ОАО «Кыргызтелеком» Марат Мамбеталиев.

— Марат Мырзабекович, в СМИ недавно появилась информация о том, что в настоящее время Кыргызстан уже пользуется в тестовом режиме Интернетом из Китая, это значительно расширяет возможности республики в данной области. Но в сообщениях «Кыргызтелекома» говорится, что данный проект еще не запущен. Проясните, пожалуйста.

— На сегодняшний день завершено только строительство необходимой для этого волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) Ош-Иркештам-Китай. Осталось лишь дождаться тестирования канала Ош-Шанхай и подписать соответствующие договора на поставку трафика. Это, как ожидается, — вопрос ближайшего будущего.

— И какова будет скорость канала в Китай?

— Стык с компанией “China Telecom” осуществлен с применением высокоэффективной технологии DWDM. На первом этапе пропускная способность стыка составит 2,5 Гбит/сек, что в 2 раза больше имеющегося у нас в данный момент стыка с Казахстаном. Но при необходимости мы можем увеличить пропускную способность канала с Китаем до 40 Гбит/сек.

Учитывая огромный опыт “China Telecom”, качество китайского интернета должно быть высоким. Напомню, что китайские компании по производству телекоммуникационного оборудования – “Huawei” и “ZTE” являются одними из лидеров мирового рынка в данном направлении. К слову, Интернет в КНР не «производят» – они лишь открывают нам доступ в глобальную паутину. Также отмечу, что мы планируем дополнительно пройти по территории Китая транзитом, а договор на Интернет заключить, например, с российскими или гонконгскими операторами.

-А Кыргызстан имеет шансы стать транзитным узлом, что считается весьма выгодным? И в чем тогда выигрыш для потребителей?

— Кыргызстан уже является транзитной страной. Так, например, два крупнейших провайдера Таджикистана – “Telecom Technology” и “Vavilon-T” приобретают доступ в Интернет у ОАО «Кыргызтелеком». А в прошлом месяце мы заключили новое соглашение с “Telecom Technology” об увеличении емкости канала на 2011 год. Как только мы запустим ВОЛС Ош-Иркештам в коммерческую эксплуатацию, получим третий физический доступ в Интернет, что позволит уменьшить простои внешнего канала. Обычным потребителям все это в конечном итоге принесет две самые важные выгоды, которых они так ждут: снижение цен при повышении качества.

-Каким образом?

— При росте емкостей будет снижаться цена оптовых закупок, и, соответственно — цена для конечного потребителя. Это приведет к росту количества абонентов, что в свою очередь вызовет необходимость в увеличении емкости. Получается взаимосвязанная цепочка. Именно поэтому мы заинтересованы в росте абонентской базы. И именно поэтому неизменно снижаем цены и увеличиваем скорости.

— Государство участвует в реализации данных планов?

— Нет, все проекты по строительству волоконно-оптических линий связи финансируются за счет либо собственных средств компании, либо кредитов. Причем все последние кредиты получены без гарантий со стороны государства. Решение о строительстве ВОЛС Бишкек-Ош принималось нами самостоятельно, так как, согласитесь, совсем не рационально покупать Интернет через Китай и не доставлять данный трафик в столицу страны, где сосредоточено большое количество пользователей. К сожалению, существующие магистральные радиорелейные линии связи неспособны обеспечить качественное функционирование всей инфраструктуры, так как их емкость ограничена. Это одна из причин, по которой мы решили строить ВОЛС Бишкек-Ош. Кроме того, необходимо резервировать каналы, поэтому мы будем использовать в будущем и оптику, и радиорелейные линии.

-Недавно «Кыргызтелеком» сообщил, что расширил емкость внешнего канала до 1,2 Гбит/сек. Как это отразится на ценах для потребителей?

В первую очередь, увеличивая емкость канала, мы как раз и преследовали цель снижения себестоимости доступа в Интернет. Что в свою очередь, безусловно, отразится на ценах для конечного потребителя. Первым шагом был ввод тарифа “Старт” на скорости 64 кбит/с, начальная стоимость которого всего 260 сом в месяц. И это — безлимитный тариф, цена на который не зависит от объема скачиваемой информации из Интернета. Если есть необходимость, то абонент может увеличить скорость доступа в 8 или 16 раз при помощи специальной услуги “Турбокнопка”. Кроме того, мы активно внедряем новые безлимитные тарифные планы.

— Какую нишу в телекоммуникационной отрасли республики занимает сегодня “Кыргызтелеком”?

— Эта отрасль очень обширна, включает в себя фиксированную, мобильную, международную и междугороднюю связь, Интернет, другие виды услуг, в том числе цифровое телевидение. В мире сейчас активно развиваются в основном мобильная связь и Интернет, или даже, можно сказать, некий симбиоз их– мобильный интернет. Мобильная передача данных активно замещает международную и междугороднюю, а все чаще — местную связь. Остальные же виды услуг снижают темпы своего развития. ОАО “Кыргызтелеком” является в основном оператором фиксированной телефонии, которая во всем мире является самой низкодоходной. Единственное, за счет чего мы сейчас можем расти – это Интернет. Кроме того, государство поручает нам развивать именно тот вид услуг, который наименее выгоден для нас – местную связь. Так, например, в 2007 году перед нами поставили задачу обеспечить связью нетелефонизированные населенные пункты, их тогда было 524. Причем проект предусматривалось реализовать за счет средств самой компании. После долгих обсуждений было принято решение построить сеть фиксированной связи стандарта CDMA-450. Вложив в проект более 12 миллионов долларов, мы обеспечили связью более 350 сел.

— Но это же хорошо, что вы получили столько населенных пунктов с абонентами!

— Да, конечно. Однако вы забываете о том, что сельская абонентская плата за местную связь установлена нам на уровне 17 сомов, что покрывает лишь 30 процентов себестоимости. То есть, вложено более 12 миллионов долларов в заведомо убыточный проект.

— Но ведь “Кыргызтелеком” является монополистом, не так ли? Это же должно приносить вам какие-то выгоды.

— К сожалению, в настоящее время оно ничего хорошего нам не приносит. Компания является монополистом лишь в области местной связи, а этот вид услуг, как я уже говорил, приносит нам только убытки. Причем в сознании общества укоренилось мнение: мол, мы компания, которая ничего не хочет делать ради развития отрасли. Хотя «Кыргызтелеком», начиная с 2005 года, вложил в это развитие более одного миллиарда сомов собственных средств.

— Разве эти инвестиции не оправданы?

— В большинстве своем оправданы. В том плане, что все они осуществлены на перспективу, с учетом дальнейшего развития. Мы развиваем магистральные каналы связи, чтобы страна в ближайшие годы не столкнулась с коллапсом пропускной способности. Это также поможет решить проблему отставания регионов, сократить разрыв между ними и столицей.

-А почему тарифы на местную связь установлены ниже себестоимости? За счет чего вы покрываете убытки?

— Эти тарифы нам установили еще в 1998-м. В те годы компания реализовывала крупные проекты, такие как Чуйский телекоммуникационный, Первый телекоммуникационный, Ошский, которые были необходимы для развития отрасли. Но все они тогда реализовывались на заемные средства, на кредиты Всемирного банка под гарантии правительства. И одним из условий кредитных соглашений было быстрое увеличение доходов компании, за счет которых мы бы смогли выплачивать проценты и возвращать заимствования. А для того, чтобы тарифы не стали неподъемны для населения, у которого не было на тот момент альтернативы местной связи, было принято решение ввести принцип перекрестного субсидирования. Это когда за счет доходов от одних услуг вы покрываете убытки от других услуг. Вот так тарифы на местную связь были установлены ниже себестоимости, а тарифы на междугороднюю и международную связь – намного выше, за счет доходов от последних мы покрывали убытки от первой. Кроме того, специальным распоряжением правительства «Кыргызтелекому» предоставили эксклюзивное право предоставления услуг междугородней и международной связи до 2009 года. За счет этих высоких доходов компания должна была быстро выплатить кредиты.

-Но почему тогда работали сотовые операторы? Они же давали возможность совершать международные звонки?

— В 2003 году эксклюзивное право «Кыргызтелекома» было отменено и началось активное развитие IP-телефонии, позднее на этот рынок вышли и сотовые операторы, которые также полностью уронили рынок междугородней связи. В итоге компания осталась один на один с кредитами, с низкими тарифами на местную связь и резко падающими доходами от междугородней и международной связи.

— Зато ведь появилась и конкуренция.

— Можно сказать и так, однако она должна быть добросовестной. Услуги фиксированный связи однозначно дороже в обслуживании, чем услуги сотовой связи, и мы не можем конкурировать по цене с сотовыми операторами. Поэтому, например, дешевле позвонить внутри сети сотовой связи, чем по межгороду «Кыргызтелекома». Мы при всем своем желании не можем опустить цены до уровня сотовых операторов.

-Вы сейчас рассказываете про междугороднюю связь. А почему не можете конкурировать в международной?

— Можем и конкурируем. Однако у сотовиков тут опять же преимущество. Они могут дать тариф, в котором, например, низкие цены на международную связь, но высокие тарифы внутри сети и внутри республики. Абонент приобретет сим-карту, делает пару международных звонков, экономит на этом, но оператор заработает свои деньги на внутренних звонках.

­- Почему бы тогда не повысить тарифы на услуги местной связь? Или создать аналогичные тарифы?

— Проблема в том, что мы не имеем права устанавливать свои тарифы на местную связь. Их нам устанавливает государство.

— А как вообще тогда компания развивается? Ведь вы упомянули об обширной инвестиционной программе.

— Еще в самом начале мы поняли, что нельзя, так сказать, класть яйца в одну корзину, необходимо заниматься диверсификацией бизнеса. Поэтому и взялись за активное развитие Интернета. Однако государство, выступая в данном случае, как сторона, заинтересованная в конкуренции, ограничило наше развитие. Так, например, лицензию на предоставление услуг доступа в Интернет мы получили только в 2000 году и то только для регионов страны. Тогда как самый привлекательный рынок – столичный оставался для нас закрытым вплоть до 2004 года. Напомню, что остальным операторам данная лицензия предоставлялась начиная с 1995 года, именно тогда в Кыргызстане появился первый провайдер. После того, как мы получили лицензию, начали активно развивать данное направление, развернули свой собственный бренд – Jet и вышли на рынок очень хорошо, сразу заняв высокие позиции. Кроме того, активно вкладывались в модернизацию сети, что позволяет нам сохранять лидерство в данной области. За счет высоких доходов от Интернета и ведем свою деятельность.

­- Но разве этого достаточно? Вам не кажется, что вы делаете ошибку, о нежелательности которой сами и говорили? А именно — кладете яйца в одну корзину.

— Согласен, нельзя делать всю ставку на Интернет. Сейчас мы снижаем долю услуг дальней связи в общем портфеле, пытаясь стабилизировать долю услуг местной связи. И хотим довести долю доходов от услуг Интернет где-то до 23-24 процентов. Кроме того, компании необходимо искать новые ниши, новые рынки.

— Послушаешь, куда не кинь, «Кыргызтелеком» везде ограничен законодательством или государственными органами. Почему так получается?

— Ну, начнем с того, что действующий закон был принят в далеком 1998 году. Прошло 13 лет. Даже для других, менее динамичных отраслей, 13 лет это очень и очень значительный срок, во время которого могут произойти большие изменения. А для отрасли, которая развивается самыми быстрыми темпами, для сферы информационно-коммуникационных технологий это вообще целая эпоха. Для примера, можно представить, что мы ездим на автомобилях по правилам, которые были разработаны, допустим, для конных упряжек. Тогда некоторые действия государства были верны, так как необходимо было ограничивать «Кыргызтелеком», ведь будучи монополистом и обладая мощной базой, компания могла не дать развиться другим операторам. Но после того, как это время прошло, нужно было пересмотреть законодательную базу так, чтобы не наносить ущерб компании, ведь это государственные деньги, налоги, дивиденды. А также — выставить равные условия для всех операторов. В нашем случае получилось, что пошел перекос в сторону частных операторов. Необходимо государственное регулирование отрасли, причем одинаковое для всех, без дискриминации одних во имя преференций для других. Государство как стратегический игрок должно разрабатывать такие правила игры, при которых в выигрыше будут все.

— Вы упомянули о кредитах, взятых под гарантию правительства. «Кыргызтелеком» до сих продолжает их выплачивать?

— Да, мы обслуживаем эти кредиты до сих пор. Как я уже говорил, по идее мы должны были выплатить их раньше, однако из-за непродуманных действий государства не смогли этого сделать. Кроме того, они оказывают сильное влияние на нашу чистую прибыль.

— Каким образом?

— Компания брала эти кредиты в иностранной валюте, в основном, в долларах . А он тех пор постоянно растет, соответственно, растет и наш долг. Ежегодно мы теряем сотни миллионов сомов только на курсовой разнице. В принципе, мы зарабатываем свои деньги, это где-то 300 миллионов сомов операционной прибыли, причем с учетом всех ограничений. Но убытки от курсовой разницы съедают наши прибыли. И данный фактор не поддается управлению.

— Может ли, на ваш взгляд, государство как-то помочь?

— Необходимо обратиться к донорам с просьбой каким-либо образом реструктурировать эти долги. Данный вопрос должен быть решен на государственном уровне, однако сейчас у государства свои проблемы и правительству явно не до наших кредитов. Наверно, правильная постановка вопроса должна быть такой: чем «Кыргызтелеком» может помочь государству? Мы можем лишь оказать помощь своими дивидендами, а также тем, что не возложим бремя выплаты процентов на плечи бюджета. Компания в состоянии сама справится со всеми проблемами. Единственное, что нам нужно от государства, — чтобы нам установили единые правила игры, создали нормальную нормативную базу. И тогда, поверьте, мы получим нормально работающую отрасль.

— Вернемся к ее настоящему и будущему. В последнее время много говорится о внедрении цифрового телерадиовещания в Кыргызстане. Какие здесь перспективы?

— Согласно международном плану «Женева-06», весь мир должен до 2015 года перейти на вещание в цифровом формате. Это объективный параметр, мы его должны принять и согласиться. Но необходимо выработать пути перехода. «Кыргызтелеком», со своей стороны, готов уже сейчас начать вещание в цифровом формате на части территории республики. А в ближайший год мы сможем транслировать программы в цифровом формате уже на всей ее территории. Для этого нам необходима лишь частичная модернизация имеющейся инфраструктуры.

— Так почему уже не вещаете в цифровом формате?

— Сейчас прорабатывается механизм распределения частот между вещателями. А без получения частот мы не можем начинать модернизацию. Мы уже запустили в тестовом режиме телевидение по протоколу IP в цифровом формате. Но мы вещаем лишь те программы, право на ретрансляцию которых мы уже имеем. А для вещания в эфире – необходимы частоты. Да и для того, чтобы вещать в цифровом формате, нужно иметь контент в том же формате. Весь имеющийся у нас в настоящее время контент, кроме общедоступного пакета программ – аналоговый. Его нужно переводить в цифровой, а никто из вещателей этого не хочет делать.

Евгений ДЕНИСЕНКО.

http://kt.kg/news/381/