Бюро по вопросам демократии, правам человека и труду Госдепартамента США опубликовало в среду очередной доклад о нарушениях прав человека в странах мира, охватывающий 2015 год, и представило его в конгресс. Такие доклады издаются с 1977 года, и многие страны воспринимают их болезненно, а Госсовет Китая с 1998 года выпускает в ответ ежегодный «Доклад о правах человека в США».
Выступая 13 апреля на презентации доклада в Вашингтоне, госсекретарь Джон Керри заявил, что правительство любого государства в мире, включая и Соединенные Штаты, имеет все возможности улучшить ситуацию с правами человека у себя в стране. И в государствах, где права человека соблюдаются, люди становятся счастливее и свободнее.
По его словам, в последние месяцы ситуация с демократией и соблюдением прав человека улучшилась в Тунисе, Нигерии и Мьянме. Другим примером является Вьетнам, где продолжается правление одной партии, однако власти впервые согласились на создание в стране независимых профсоюзов. Кроме того, нельзя не приветствовать, что в прошлом месяце в Азербайджане 10 политзаключенных получили свободу.
Керри отметил, что в прошедшем году правительства во многих странах подавляли фундаментальные свободы, отправляя в тюрьму журналистов за критические материалы, жестко ограничивая деятельность неправительственных организаций или вовсе закрывая их за так называемое продвижение «иностранных идеологий».
Он также отметил, что коррупция, зачастую безнаказанная, оказывает губительное влияние на демократию и соблюдение прав человека. Властные институты теряют доверие населения, если оно не может рассчитывать на честное и беспристрастное решение их проблем в суде, получение базовых государственных услуг без взятки или участие в политическом процессе без подрыва их усилий путем коррупции.
В докладе отмечается, что «авторитарные правительства душат гражданское общество, так как опасаются общественного контроля и ощущают угрозу со стороны граждан, объединяющихся способами, которые власти не имеют возможности контролировать. «Исторически авторитарными режимами» названо правление в Северной Корее, на Кубе, в Китае, Иране, Судане и Узбекистане.
В нем также осуждаются террористы «Исламского государства» за отличающиеся жестокостью нападения на гражданское население: «Неудивительно, что первое, что сделала эта террористическая организация, когда заняла сирийский город Ракка, было уничтожение или изгнание активистов гражданского общества, которые защищали там права человека».
В Кыргызстане наиболее заметные нарушения наблюдались в судебной практике, кроме того, имели место пытки и незаконные задержания, притеснение милицией национальных и сексуальных меньшинств, а также рутинные нарушения процедур на всех стадиях рассмотрения судебных жалоб. Остаются большой проблемой коррупция и преследование как местных, так и международных неправительственных организаций.
4 октября были проведены парламентские выборы, перед которыми парламент принял закон, что только те граждане, которые сдадут свои биометрические данные и отпечатки пальцев, будут включены в избирательные списки. Судья Конституционной палаты Клара Сооронкулова лишилась своего поста за то, что публично выразила мнение против закона. Она и другие эксперты заявили, что ее увольнение произошло под влиянием президентского аппарата на судебную власть.
В течение года предпринимались попытки препятствовать свободе независимых средств массовой информации. Например, владелец и редакция крупнейшей в стране русскоязычной газеты «Вечерний Бишкек» заявили, что аппарат президента предпринял скоординированные действия по захвату акций газеты и передаче их в руки лиц, близко связанных с властями.
Начиная с сентября 2014 года, лица с близкими к властям интересами требовали от владельца «Вечернего Бишкека» Александра Кима передать им определенную часть акций компании. Когда Ким отказался это делать, налоговые и финансовые власти начали против него расследование, и в январе суд принял решение, что он должен передать половину газеты бизнесмену, близко связанному с властями, – говорится в докладе.
Пространство свободы СМИ в стране сократилось также в результате действий властей по переходу на цифровое телевидение. Например, радио «Ынтымак» в Оше было вынуждено сократить свое вещание, а всеобщий переход на цифровое вещание консолидирует власть в руках ограниченного числа владельцев хорошо финансируемых каналов.
Несмотря на то, что закон запрещает иностранцам владеть местными СМИ, в стране определенная их часть находится в руках зарубежных владельцев через местных партнеров. В местном вещании доминируют русскоязычные телеканалы, которые первенствуют и в местных рейтингах. Определенное количество российских СМИ свободно действует в стране, а власти относятся к ним как к местным медиа.
В 2015 году имели место и случаи нападения на журналистов со стороны лиц, предположительно связанных с властями. К примеру, 23 января неизвестный совершил нападение на журналиста Булата Сатаркулова после того, как он заснял на камеру действия пограничников, которые не позволили оппозиционному политику Адилю Турдукулову вылететь из страны для встречи с официальными лицами другого государства.
Как и в предыдущие годы, журналисты и лидеры НПО заявляют, что некоторые СМИ получают инструкции, чтобы их журналисты не делали критических сообщений об определенных политиках или правительственных чиновниках и требуют от некоторых новостных СМИ освещать те или иные события в определенном ракурсе или вообще игнорировать некоторые события.
Телеканалы испытывают все большее давление властей, которые требуют, чтобы те готовили материалы в поддержку правительственной политики и готовили критические сюжеты об НПО, оппозиционных деятелях и гражданских активистах, при этом подобные атаки часто совершаются несколькими каналами одновременно. Нередко подобные сюжеты передаются телеканалам почти в готовом виде вместе с инструкциями.
В то время как клевета формально не является уголовным преступлением, представители гражданского сектора заявляют, что поправки о ложном сообщении фактически реанимируют клевету как криминальное деяние. Журналисты отмечают, что когда на них или их СМИ подаются иски за клевету в гражданские суды, это обычно ведет к их банкротству.
Например, 29 июня Алемединский райсуд Бишкека постановил, что журналист Дайырбек Орунбеков опорочил честь и достоинство президента и осудил его к выплате президенту двух миллионов сомов (26 тысяч 534 доллара), причем в ходе обвинения Генпрокуратура увеличила размер иска вдвое, так как Орунбеков якобы продолжил распространять непроверенную информацию в интервью газете «Вечерний Бишкек», – отмечается в докладе.
Наиболее серьезными проблемами в Казахстане также названы ограничение свободы слова, собраний, религии и ассоциаций, а также зависимость судов от властей. В докладе говорится, что «уголовный и административный кодексы, а также закон о торговых союзах накладывают новые ограничения» на гражданские свободы», при этом «коррупция по-прежнему широко распространена, но люди у власти, а также те, кто имеет связи в правительстве или в правоохранительных органах, остаются безнаказанными».
Власти Таджикистана препятствуют политическому плюрализму и подлинному волеизъявлению граждан во время выборов, так что население не обладает возможностью менять свое правительство путем свободных и справедливых и выборов. В стране повсеместно применяются пытки и жестокое обращение с задержанными и другими лицами, а также репрессии против политических активистов и оппозиционных групп.
Исполнительная власть Узбекистана во главе с президентом практически полностью контролируют все политические процессы в стране, избиратели лишены подлинного выбора. Наиболее значительными проблемами являются жестокое обращение и пытки задержанных, отказ от правовых процедур: «Власти подвергают правозащитников, журналистов и других, кто критикует правительство, а также членов их семей притеснениям, произвольному аресту и политически мотивированному преследованию и задержаниям».
Туркменистан тоже имеет авторитарное правительство под контролем президента и его ближайшего окружения, которые допускают произвольные аресты, пытки, игнорирование гражданских свобод, в том числе ограничение свободы вероисповедания, слова, печати, собраний и передвижения. Власти произвольно вмешиваются в личную жизнь граждан; также продолжаются дискриминация и насилие в отношении женщин.
Власти Азербайджана не наказывают официальных лиц, причастных к нарушениям прав человека и атмосфера безнаказанности остается нормой, сохраняется практика произвольных задержаний. В 2015 году 13 журналистов и блогеров находились в тюрьмах (сейчас их число сократилось до 9), а директор Института свободы и безопасности репортеров Эмин Гусейнов вынужден был скрываться в посольстве Швейцарии, пока не был вывезен из страны 12 июня самолетом главы швейцарского МИДа.
В Армении в 2015 году основными проблемами были использование государственных средств со стороны властей с целью сохранения своего влияния в стране, и обогащения сторонников, а также ограничение независимости судебной системы. В докладе также подчеркивается, что власти Армении оказали серьезную поддержку сирийским армянам.
В Грузии значительной проблемой остается самовольное задержание грузинских граждан российскими силами на административной границе оккупированных территорий; имеются значительные недостатки в правосудии, в том числе давление на суд. Власти недостаточно борются с дискриминацией женщин, этнических, религиозных и сексуальных меньшинств, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В Украине серьезной проблемой остается безнаказанность СБУ и МВД за свои злоупотребления. Страна страдает от коррупции и дефицита правосудия. Вызывает также беспокойство коррупция в Генеральной прокуратуре и судебных органах. Правительство не в состоянии применить адекватные меры в отношении судебного преследования или наказания большинства должностных лиц, совершивших нарушения, что создает атмосферу безнаказанности.
Значительное внимание в докладе уделено России. Оккупация и аннексия Крыма в марте 2014 года существенно и негативно повлияли на ситуацию с правами человека. Россия продолжала обучать, вооружать и снабжать пророссийские силы в Донецкой и Луганской областях Украины, к которым присоединились и бойцы из России. Сепаратистские силы в Донбассе, а также оккупационные власти в Крыму стали виновниками тысяч смертей и ранений среди гражданского населения.
27 февраля недалеко от Кремля был убит оппозиционный политик и бывший первый вице-премьер Борис Немцов, который готовил доклад об участии страны в конфликте на Украине. Кроме того, российские власти провели политически мотивированные суды над украинскими гражданами в России, включая суд над депутатом Верховной Рады и делегатом Парламентской Ассамблеи Совета Европы Надеждой Савченко, а режиссер Олег Сенцов был обвинен в терроризме.
Правительство России приняло новые репрессивные законы и избирательно применяло уже существующие, чтобы систематически притеснять, дискредитировать, преследовать, лишать свободы, задерживать, штрафовать и подавлять граждан и организации, критикующие деятельность правительства, в том числе НПО, независимые средства массовой информации, блогеров, политическую оппозицию и активистов.
Турецкое правительство подавляло в 2015 году легитимное политическое инакомыслие и расследовательскую журналистику, используя антитеррористические законы. Против журналистов и других граждан были проведены судебные процессы, некоторые оппозиционные СМИ были закрыты или переведены под госконтроль. Кроме того, имеются данные из заслуживающих доверия источников о том, что «правительство или его агенты совершали незаконные убийства», – говорится в докладе.
В целом, в мире отмечается глобальный кризис в сфере госуправления со стороны как государственных, так и негосударственных структур, наблюдается ускоряющаяся тенденция к закрытию пространства для гражданского общества, подавлению свободы СМИ и Интернета, маргинализации оппозиции. Запросы людей всех культур и регионов, желающих, чтобы правительства несли перед ними ответственность, растут, и власти реагируют на их требования вот таким образом.
Фото: members.vb.kg