Глава Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев остается под домашним арестом. И это не прибавляет имиджевых очков казахстанской власти, уверены аналитики, опрошенные DW.
Скандал вокруг дела главы Союза журналистов Казахстана (СЖК) Сейтказы Матаева, находящегося под домашним арестом в Алма-Ате по настоянию Национального бюро по противодействию коррупции, набирает обороты. В конце минувшей недели группа казахстанских журналистов и правозащитников объявила о создании комитета в поддержку Матаева, а главы региональных отделений СЖК обратились с открытым письмом к президенту Нурсултану Назарбаеву. С подробностями этого дела знакомятся в Европе и в США.
Уникальная консолидация
По словам одного из членов комитета в поддержку Матаева, известного оппозиционного журналиста Ермурата Бапи, комитет будет мониторить информацию, публикуемую в казахстанских и зарубежных СМИ, делать заявления для прессы, а также «станет штабом, куда можно будет обратиться журналистам и просто гражданам, чтобы узнать о ходе следствия и состоянии здоровья Матаева (после ареста перенесшего гипертонический криз), которому по решению суда запрещено пользоваться телефоном и интернетом».
Ермурат Бапи отмечает, что на сегодняшний день можно говорить об уникальной для Казахстана ситуации: «В случае с журналистом Сергеем Дувановым, когда его привлекли к уголовной ответственности, тоже был создан подобный комитет. Были и другие похожие случаи, но журналисты от провластных СМИ в такие комитеты не входили. А Матаева поддержали почти все, вне зависимости от принадлежности журналистов к разным группам, к оппозиционным или к провластным СМИ. Такая консолидация в Казахстане происходит впервые».
СЖР поддержит СЖК, если…
Собеседник DW сообщил, что комитет устанавливает связи с союзами журналистов ряда стран СНГ и Европы, чтобы его состав стал международным. «Поддержку Матаеву уже выразили союзы журналистов Таджикистана и Киргизии. Нашему комитету помогают московские коллеги, а также многие в прошлом казахстанские журналисты, ныне работающие в Москве. Хотя от Союза журналистов России (СЖР) пока реакции не слышно», — отметил Ермурат Бапи.
В свою очередь секретарь СЖР Павел Гутионтов 10 марта сообщил DW: «Союз журналистов Казахстана к нам пока не обращался. Мои коллеги неоднократно звонили им за разъяснениями, но пока мы имеем только официальную информацию. Реагировать только на этом основании я считаю не совсем правильным. Вот прямо сейчас (во время интервью DW. — Ред.) мне показали письмо, направленное президенту Назарбаеву в поддержку Матаева всеми руководителями региональных отделений СЖК. Я с ним еще не знаком, но официальную точку зрения СЖК мы из солидарности поддержим».
Российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов полагает, что ситуация вокруг наиболее уважаемого журналиста Казахстана, в прошлом — пресс-секретаря президента Назарбаева, обретает признаки крупного политического дела, которое вскрыло попытку одного из властных кланов получить доминирующее положение во власти.
«Благодаря делу Матаева, в Казахстане больше не секрет, что речь идет о группировке, возглавляемой руководителем администрации президента Нурланом Нигматулиным, и о том, что она поставила своей целью любыми способами взять под контроль основные медиаактивы Казахстана, важные для формирования общественного мнения. Сведения, поступающие из республики, указывают на то, что эта группировка покусилась не только на ресурсы, которыми руководит Матаев, но и на другие, в частности на телевизионную сеть «Алма-ТВ», имеющую высокий рейтинг», — объяснил Дубнов.
Невольный виновник
Впрочем, помимо этого, добавляет Аркадий Дубнов, журналист Матаев стал «виновником» разглашения деликатных обстоятельств участия членов семьи Нурлана Нигматулина в руководстве нескольких банков Казахстана, выдвигающихся на ведущие позиции.
«Ранее между разными группировками, имевшими свои доли в финансовой системе, была сильная конкуренция, которую стимулировал президент. Сейчас у группировки Нигматулина, к которой ряд политических обозревателей относят и старшую дочь президента Даригу Назарбаеву, не просматривается конкурентов за влияние на президента и за доступ к нему. Складывается впечатление, что президенту стало трудно нивелировать этот тренд», — считает российский эксперт.
Однако чиновники, возможно, не учли всех последствий атаки на Матаева. «Тем, кто пытается отстоять свободу слова в Казахстане, удалось вывести это дело на высокий международный уровень. На Парламентской ассамблее ОБСЕ в Вене главе делегации Казахстана, спикеру сената Касым-Жомарту Токаеву был прямо задан вопрос, что происходит с Матаевым. Опытный дипломат вынужден был ответить, что он не в курсе, и обещал разобраться», — рассказал Аркадий Дубнов.
Известно, что в доклад миссии ОБСЕ, прибывшей в Казахстан наблюдать за досрочными парламентскими выборами, которые пройдут 20 марта, должны войти замечания, связанные с делом Матаева, поскольку под давлением находятся независимые СМИ.
Expo-2017 под угрозой?
«Мне также известно, что влиятельные американские сенаторы проинформированы конкретно об этом деле и весьма озабочены тем, что происходит в Казахстане. Наконец, есть угроза неучастия солидных компаний и высокопоставленных гостей во всемирной выставке Expo-2017. Дело Матаева не согласуется с планом представить гостям Казахстан как флагман Евразии», — констатирует Аркадий Дубнов.
Последний тезис подтвердила в интервью DW и эксперт по странам СНГ партии «Союз-90«/«зеленые», экс-депутат бундестага Виола фон Крамон (Viola von Cramon): «С точки зрения «зеленых», участие немецких делегаций в Expo-2017 может и будет ставиться в зависимость от освобождения Матаева. В центре концепции Expo в Казахстане — именно зеленые технологии, и западные компании, которые их разрабатывают, обычно учитывают позицию «зеленых».
Наконец, 8 марта резолюцию по ситуации со свободой слова в Казахстане принял Европарламент. В ней в числе случаев, вызывающих беспокойство ЕС, указан и арест Сейтказы Матаева.