Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Эта парламентская кампания стала рекордной по числу заявленных в предвыборных списках партий представителей медиа-сферы Кыргызстана.

Не радовать этот факт не может. Потому что это практическая демонстрация моих и не только моих утверждений, что отечественная пресса (если не брать в учет отдельные, да и по определению неотъемлемые, негативные ее стороны) давно и прочно стала одной из передовых корпоративных групп общества нашей страны, заметнейшим актором социально-политической жизни государства, драйвером развития гражданского самосознания и позитивных изменений кыргызской действительности.

Персональный состав полпредов СМИ Кыргызстана тоже впечатляющий – сплошь звезды и звездочки, или на худой конец просто добросовестные и скромные рабочие лошадки пера и микрофона. Хотя, как мне сказали коллеги, в ряде партий оказались и те собратья по профессии, которые неоднозначно оцениваются даже в самой журналистской среде, а то и прямо порицаются за беспринципность, продажность и «желтизну». Но я пока не буду об этом судить, поскольку еще не изучил досконально все списки, а некоторых пока еще и нет даже.

Конечно, зная атмосферу внутри наших масс-медиа, я далек от мысли представлять все в розовом свете, и не берусь заявлять, что все журналисты аплодируют массовому нашествию себе подобных в главенствующую ветвь власти. Наоборот, как только в открытом доступе появились кандидатские списки партий, тут же стали раздаваться голоса если и не откровенно против, то достаточно скептически звучащие в адрес коллег с проснувшимся политическим «эго». Причем лично мне понятна и позиция критикующих староверов.

Не сочтите это за конформизм, но мне действительно близко такое биполярное отношение к дискуссии относительно похода во власть настоящую представителей власти виртуальной. И это не из разряда «и нашим, и вашим за пятак спляшем». Это – следствие неразрешимой поныне дилеммы не только для Кыргызстана, но и для всего мира о смысле журналистской миссии, о границах экспансии влияния СМИ и их лидеров. Мы хотим улучшать жизнь, но кому нужна наша работа, а следовательно и мы сами, если она все никак не улучшается?

И я прекрасно понимаю этих дерзких выскочек, со многими из которых я знаком давно и хорошо, решивших покинуть свою зону комфорта, свой естественный ареал раздолбайского существования, журналистского снобизма и ни к чему не обязывающего креативного анархизма. А какая альтернатива этому прыжку с небоскреба амбиций и непонятости окружением? Декадентское угасание, когда чаще роняешь сигаретный пепел в кружку пива, чем выдаешь хотя бы пару толковых абзацев за месяц?

Скажу больше, я и сам рассматривал для себя возможность участия в выборах. И никаких приглашений не ждал, сам нагло заявился к лидеру одной партии, и к крупному функционеру другой – и обе из числа «голубых фишек», фигурально выражаясь. Слава богу, давнее и не шапочное знакомство позволяет, ну и уверенность в своих силах, в том самом политическом потенциале. В одном месте сразу распахнули объятия, но туда я сам решил не идти почему-то, в другом что-то не срослось, а даже срослось бы, не факт, что и там не включил бы заднюю скорость, как в первом случае.

Мне, как оказалось, пока интереснее быть в профессии, потому что остались еще кое-какие важные дела, не закончив которые или хотя бы не поставив на ноги свои начинания, мне трудно было бы честно смотреться в зеркало. Но я еще обязательно буду в политике, даже если меня в ней никто не будет ждать. Человек должен быть там, где он чувствует, что должен быть именно тут, и заниматься тем, чем он больше всего хочет заняться. И поэтому я лично приветствую решение своих коллег и желаю им дойти до назначенной цели.

Они не маленькие, и потому нет нужды давать оценку их шагу вместо них. Я верю, что талантливый человек талантлив во всем. Как я могу сомневаться в друге Кубате Оторбаеве, в коллеге по «Азаттыку» Жанаре Акаеве, в любимице публики Аиде Касымалиевой? Да, они может и не идеальны, и когда что-то не так, я всегда говорю им откровенно и не боясь последствий – что и почему не так. Но не идеален и я, далеко не идеален. Тем более, что сам очень не люблю критику в свой адрес (здесь большой смайлик).

Вообще журналисты идеальны только в команде, будь это редакция или стартаповская банда, президентский пул или даже спонтанная группа в каком-нибудь случайном медиа-туре. И это будет замечательно, если в парламенте окажется целая медиа-фракция, даже несмотря на то, кто в какой конкретно партии на самом деле состоит. Вспомните недавнюю историю: даже единично попадавшие прежде в ЖК журналисты всегда делали погоду в нем – Мелис Эшимканов, Кабай Карабеков, Каныбек Иманалиев.

И Оксана Малеваная, честно говоря, мало запомнившаяся как депутат второго созыва, очень уместна в этом контексте тем, что опровергла бытующее утверждение, будто бы ушедший в политику журналист навсегда потерян для профессии, вернувшись снова в родную стихию и создав два сильнейших телересурса – НТС, а потом и Пятый канал. Так что понимая нигилизм, отчасти оправданный суровой прозой политических будней и их неприглядной изнанкой, других коллег, полностью разделить их многомудрую апатию я не могу и не хочу.

Мы вообще должны бороться за каждого адекватного человека в парламенте, за каждого не испорченного коррупцией патриота, за стесняющегося пользоваться привилегиями гражданина и органически неспособного лгать индивидуума. А настоящий журналист – это как правило носитель всех этих качеств. Да, потом все будет непросто, потом все будет пропитано коллизиями, но все равно нам же потом будет проще сохранять мосты с нашими коллегами для общей пользы, для единого правого дела.

Но и вставшие на скользкий и зыбкий путь политики друзья должны четко понимать, что щекочущие самолюбие первые 15 минут славы пройдут быстро, а лупа контроля и требований, через которую на них будем смотреть мы, оставшиеся по эту сторону границы, будет с каждым днем все больше и больше. И если, не дай бог, начнутся заигрывания с властью, не говоря уже о прогибании под нее, если прокиснет совесть и протухнет нутро, бить будем сильно и безжалостно, именно вас – в первую очередь. И вы это знаете, а если вдруг имеете на этот счет смешные иллюзии, то попрощайтесь с ними прямо сейчас.

Капканов и ловушек будет много, а система давно поднаторела в перемалывании наивного романтизма и независимой самобытности «робин гудов» и «жанн д’арк», и хуже того – ложных ожиданий «маниловых». Ведь работать придется бок о бок с анти-элитой народа, дышать с ней одним воздухом, питаться рядом в общей столовой, каждый день улыбаться ей. Улыбаться, зная, что многие из них воруют миллионами, а некоторые будут еще и вашими непосредственными боссами.

Обязательно спросите их, почему в парламенте нет Ширин Айтматовой, сражавшейся с фармацевтической мафией в одиночку, высказывавшей, пока ее не заткнули, в соцсетях простую правду о царящих в парламенте нравах? Поинтересуйтесь, почему не нашлось места в новом списке партии другому молодежному представителю Данияру Тербишалиеву, безуспешно пытавшегося пробить реформу МВД и не боявшегося идти против мнения лидеров своей фракции? Почему замолчал обещавший стать яркой звездой, но так и не ставший им Жоомарт Сапарбаев?

Но все это у вас еще впереди, к этому еще нужно прийти, для этого надо еще победить. Поэтому пока я лишь хочу обратиться к журналистскому сообществу и призвать его забыть хотя бы на время о разногласиях и различиях. Призвать проявить солидарность и корпоративный дух, и поддержать наших коллег. Конкретно я так и сделаю, и даю свое «бата»-благословение моим друзьям, и даже свой электоральный голос отдаю им, жалея лишь об одном – что он у меня единственный, а нуждающихся в нем коллег больше.

Избиратель Азамат ТЫНАЕВ.

http://vlast.kg/politics/moe-bata-kandidatam-zhurnalistam