На нынешней неделе Кыргызстан переходит с аналогового телевидения на цифровое. Но процедура пока не завершена. Чего ждать кыргызстанцам? Ситуацию комментирует экс-министр иностранных дел Эднан Карабаев.
— Эднан Осконович, отключение аналогового телевидения предполагалось начать 17 июня. Конец эпохи аналогового ТВ отсрочен надолго?
— Конечно, Госагентство связи обещает сделать переход «максимально долгим», чтобы «население не осталось без телевидения». И уже сегодня-завтра многие могут не досчитаться любимых каналов, если не подключены к кабельному телевидению или не озаботились покупкой ресивера.
— И какова эта «максимальная долгота»?
— По международному соглашению «Женева-2006» 104 страны на региональной конференции радиосвязи десять лет назад взяли на себя обязательства перейти на цифровое вещание. Например, Люксембург перешел на «цифру» всего через пять месяцев после подписания женевского соглашения. В 2008 году аналоговое телевидение последней в Европе выключила Италия. В этом году планирует отключение Казахстан. А вот в России установили дату – 1 июля 2018 года, и включили в список льготников — пенсионеров и людей с инвалидностью.
— Взял на себя обязательства и Кыргызстан?
— Именно поэтому в 2011 году утвердили программу перехода, согласно которой уже через два года 95% населения страны должны были увидеть социальный пакет программ.
— Но наступил уже 2015 год…
— …и в Кыргызстан, по официальным данным Госагентства связи, завезено всего 600 сертифицированных ресиверов. Только пару месяцев назад заработал сайт, рассказывающий о переходе «на цифру», открыли колл-центр, принимающий шквал звонков от непонимающего населения, и в апреле-мае началась информационная кампания, объясняющая кыргызстанцам выгоды цифрового вещания.
— Из 100 миллионов сомов, выделенных на переход к «цифре», 80 миллионов направлены на переоснащение?
— Еще на 20 миллионов закупаются приставки для тех, кто не может себе этого позволить. Даже при цене в полторы тысячи, закупить получится чуть более 13 тысяч ресиверов, которые хотят выделить малообеспеченным семьям. Вот только официально малообеспеченных в стране 105 тысяч семей. Еще более четырех тысяч пенсионеров получают пенсию меньше стоимости ресивера, до полутора тысяч сомов. И примерно 150 тысяч кыргызстанцев живут на пенсию меньше прожиточного минимума. Также есть более 160 тысяч людей с инвалидностью, чьи пособия составляют от одной до трех тысяч сомов. Все-таки, видно, придется вернуться к просмотру телевизора всем подъездом.
— На юге кыргызстанцы нередко заполняют свои экраны вещанием соседних стран – Таджикистана и Узбекистана. Как быть с этим?
— Больной вопрос. К примеру, пилотный проект в Баткенской области, когда Китай выделил несколько тысяч бесплатных приставок, не смог включить баткенцев в зону государственного вещания. Лишившись узбекских и таджикских каналов, люди просто отключили приставки и вернули себе любимые фильмы и передачи, отказываясь от продукции наших телевизионщиков. Будем надеяться, что сегодня история не повторится, и социальный пакет сможет увлечь Кыргызстан. Хотя, по мнению тех, кто все-таки подготовился и купил приставку, качество телеэфира оставляет желать лучшего и большого желания смотреть не вызывает.
— А намеченное выпадение российских каналов аккурат после вхождения страны в ЕАЭС?
— Это выглядит, мягко говоря, нелогично. Правда, говорят, что они войдут во второй, коммерческий, пакет, который обещают сделать бесплатным. Но сочетание «бесплатная коммерция» почему-то вызывает ассоциацию «честные выборы». То есть появилась возможность уменьшить русскоязычное пространство. Вот только ограничения приводят к ограниченности. Отсюда и задержки в развитии случаются. Но надежда пока остается, несмотря на то, что хорошие парни побеждают плохих парней везде, кроме теленовостей.
Подробности читайте в газете «Вечерний Бишкек» за пятницу, 19 июня.