Предлагаем вниманию читателей текст выступления Алмаса Турдумаматова, генерального продюсера ЗАО «5 канал», на конференции в Институте общественной политики «Новые вызовы для кыргызстанских СМИ». Данное мероприятие состоялось 31 марта 2011 года.
Алмас Турдумаматов: «О переходе на цифровое вещание»
Как вы знаете, сейчас в Баткене идет цифровое вещание в тестовом режиме, там показывают 6 каналов, плюс дополнительно в Бишкеке дали еще и седьмой канал «Аллипе TV», это образовательный канал, и, используя его частоту, ОТРК планировал вещать заседания Жогорку Кенеша в прямом эфире.
Переход к цифре неизбежен, хотим мы или не хотим, но мы должны будем перейти к 2015 году к цифре. Другие страны не будут смотреть на то, готовы мы или не готовы. Некоторые, не понимая проблемы, говорят: «Может, мы останемся на аналоговом вещании». Это можно сравнить с вопросом, а нужны ли нам компьютеры? Компьютеры нужны. Вот точно так же и переход к цифре — это неизбежно, это технологическое требование времени.
Переход к цифре затронет не только экономику страны, а затронет каждую семью в нашей стране, потому что это будут какие-то дополнительные расходы. Говорят, что при переходе к цифре будет увеличено количество телеканалов, качество и так далее, очень много плюсов. Но в то же время для нашей страны это будут, возможно, какие-то дополнительные проблемы, например, социальные, экономические проблемы.
О переходе к цифре говорят последние 5-6 лет, но до сих пор не принята государственная программа по данной проблеме. Наши соседи достаточно плотно этим вопросом занимаются, а мы в этом вопросе отстаем. Большое спасибо Жогорку Кенешу, что по инициативе фракции «Ата Мекен» недавно было проведено парламентское слушание, и эта проблема как-то начала двигаться, как-то начала решаться. Было озвучено очень много проблем, и к первому июня программа будет доработана и представлена.
Готова ли наша кыргызстанская телекомпания к переходу к цифре? Теоретически — как бы да, потому что все этот вопрос изучают, этим вопросом интересуются, но каких-то технических или практических мероприятий ни один канал, который вещает в эфире, не проводит. Потому что не принята государственная программа, неизвестны стандарты, непонятны вопросы, чтобы составить план каких-то мероприятий, финасово-технические детали мы не знаем.
Что сейчас понятно? Сейчас понятно, что всем участникам рынка придется разрабатывать текущие бизнес-модели, новые тарифы, потому что даже пока непонятно, какие тарифы и кому эти тарифы предъявлять, непонятна роль оператора связи, производителя контента.
Там еще такой момент есть. Например, наша компания производит контент, наша компания до передатчика сигнала, кто должен это обеспечить? Даже такие вопросы сейчас еще не ясны. Также у меня был вопрос, какая будет арендная плата за канал мультиплекс, какой сигнал, какую цену мы должны туда заложить. И непонятна именно доставка этого сигнала и распространение сигнала, чтобы мы начали вести какие-то финансовые расчеты. Так же для меня непонятен так называемый переходный период, и вообще — будет ли этот переходный период. Если будет, то, как в этот период будут соблюдены два сигнала – аналоговый и цифровой, и как они будут вообще взаимодействовать. Также очень большой вопрос обеспечения населения декодером, приставками, какие они будут, какие стандарты — этот вопрос требует детального изучения.
Но самая большая проблема не эта. Время, в принципе, еще есть, эти технические вопросы можно снять, были бы средства. По времени мы даже, возможно, можем успеть. А самое главное — с приходом цифрового телевидения увеличится количество каналов. Вопрос: чем все эти каналы наполнять? Это самый главный вопрос — вопрос контента. С приходом цифрового вещания местные каналы будут подавляться иностранными или международными каналами. Сейчас в информационном пространстве Кыргызстана доминируют российские и казахские каналы. Переход к цифре это давление увеличит в разы.
Где этот контент взять? Давайте обсудим, какой вообще на данный момент есть контент, какие есть местные продукты. Это Золотой фонд Кыргызстана — кыргызские фильмы еще советского периода, в последнее время увеличивается количество музыкальных клипов местного производства, какие-то авторские, коммерческие работы режиссеров-любителей. Это тоже контент, про качество я не говорю. А кроме этого, ничего нет у нас, потому что все телеканалы, которые у нас есть, работают в новостном режиме; некоторые передачи, которые отражают текущую ситуацию, на завтрашний день или на следующий год уже точно устареют. Что же в таком случае делать?
Как показывает опыт других стран, необходимо развивать продакшн-компанию, то есть компанию, которая будет производить контент; это не вещатели, они готовую продукцию предоставляют вещателям или операторам связи. Как их развивать? В принципе, у нас небольшая поддержка в этой области есть. В государственной программе есть переход к цифровому вещанию, и есть такой момент, что ОТРК плюс Министерство культуры готовят несколько телеканалов, где будут показывать фильмы, мультипликацию, культурные программы и так далее. И исполнителем этих мероприятий названо не Минкультуры, а ОТРК. Если действительно государство выделит какие-то средства для создания местного культурного контента, то было бы хорошо, если бы их исполнителем был не только ОТРК. По крайней мере, ОТРК может выступить заказчиком, и объявить какой-то тендер, чтобы телекомпании или продакшн-студии, которые есть, могли бы принять в этом участие и показать, что они действительно что-то смогут сделать. Это было бы тоже какое-то стимулирование этого рынка, потому что на нынешний момент ни одна телекомпания не покупает продукцию в продакшн-компании. Например, на нашем канале сейчас мы работаем совместно с «Ракета TV»: мы у них не покупаем продукцию, мы с ними делим рекламный доход, то есть мы с ними сотрудничаем.
При переходе на цифру будет еще один очень сложный момент, потому что в нашем законодательстве есть требование — такие нормы, как количество часов на государственном языке: 50 процентов собственной продукции плюс 50 процентов на государственном языке. Насколько это реально будет исполнить при переходе на цифру, готовы ли мы к этому, и все ли телеканалы это могут исполнить, потому что даже в данное время эти нормы не исполняются? То есть при переходе к цифре у нас сегодня существует проблемный риск. Например, экономический: какая экономика у страны, такая же и у телевидения. Наш рекламный рынок считается не очень большим.
Самопрограммируемых канала (то есть без сетевого партнера) 2: это из государственного бюджета финансируемые каналы ОТРК и ЭЛТР, и еще 2-3 частных канала. Но и частные каналы, и государственные финансируемые каналы без пиратской продукции не могут полностью наполнить эфир. Если при переходе к цифре Закон «О соблюдении авторских прав» не будет соблюдаться, возможно, каналы еще как-то будут держаться на плаву. Если же будут приняты какие-то жесткие меры, ни один канал не сможет наполнить эфир — не то, что 24-часовой, даже 12-часовой не смогут наполнить. Из 17 местных телеканалов (я просматриваю телевизионные программы) почти у всех есть пиратские контрафактные продукции, 10 из 17 каналов сидят на ретрансляции.
Как вообще развиваются наши телеканалы? Все наши каналы можно назвать универсальными. Это значит, что даже те, которые сидят на ретрансляции, все эти каналы создают собственные новости, собственные общественно-политические передачи, культурные. То есть, нет специализации наших каналов. С приходом эпохи цифры придется специализироваться. Какие-то каналы будут только музыкальные, какие-то каналы будут фильмы показывать, какие-то — природу, кто-то — спорт. В принципе, какие-то заделы уже есть: например, в кабельной сети есть несколько ТВ — «Долон ТВ» и другие, новый телеканал появляется, который крутит именно местные музыкальные клипы.
Очень много вопросов и по распределению частот: как они будут распределяться? Во время последних обсуждений на парламентских слушаниях было понимание того, что для местных каналов нужен отдельный пакет частот, в мультиплексе это выделили для местных каналов. Но для этого местным телекомпаниям нужно будет объединяться. Если даже местным каналам эти частоты отдадут, кто будет устанавливать цифровые передатчики, другое оборудование? У местных телеканалов на это нет средств.
Вообще эта проблема пока не ясна. Насколько финансово, материально это будет выгодно, телеканалам или учредителям, какая вообще будет отдача, какой будет выхлоп после этого. Потому что всем телекомпаниям, учредителям, вещателям и операторам придется вкладывать большие денежные средства в оборудование. В то же время пока не ясно, какую прибыль можно извлечь из новых технологий, каким образом использовать новый способ подачи телевидения, потому что цифровое вещание дает очень много возможностей. Можно будет заказывать передачи по своему выбору. И за рекламу, которая будет там крутиться, кто будет получать прибыль — оператор связи или вещатель? Тут тоже очень много неясных моментов.
Никто пока не изучил глубину этих возможностей, никто сегодня пока не может сказать, насколько эти новые технологии будут популярны и востребованы зрителями. Будет ли спрос от зрителей? Или зрители будут довольствоваться небольшим социальным пакетом, где только 6 или 8 каналов, которые будут предоставляться бесплатно, но у зрителей будет единственный расход – нужно будет купить приставку. Цена этой приставки варьируется от 20 до 100 долларов. Может, зрителям это оплатят?
Потом еще проблема — где взять деньги на переоснащение в связи с переходом на цифру. Существуют также проблемы человеческих ресурсов, проблема подготовки и переподготовки специалистов. Правда, здесь имеется весьма существенный задел: переход к цифровым технологиям практически происходит уже в течение достаточно продолжительного времени — с момента появления компьютерных технологий.
Теперь по поводу информационной безопасности. Как будут распределяться частоты, и как вообще будет лицензироваться эта деятельность? В некоторых странах при переходе на цифру сделали так: государственный комитет по радиотелевидению решает, насколько канал нужен народу. У нас хотят через аукцион частоты распределять. А там аукциона нет, вся ответственность за правильный выбор ложится на государство, которое ставит цель — создание разнообразных пакетов и программ. Когда будет лицензия, вещатель сам решает, будет канал платным или бесплатным. У нас в программе планируется, что частоты будут проданы через аукцион. Это тоже вопрос, потому что говорят: пусть рынок решает, какие каналы передавать. Но рынку же не отдадим здравоохранение, образование, правопорядок и так далее. Рынок не все решает. Например, в Японии, США, Франции, Германии выдача лицензии, в первую очередь, зависит не от возможной прибыли, а от того, будут ли служить те теле-, радиостанции интересам местной общины или общества в целом или нет, и экономика — только потом.
У нас говорят, что, возможно, государство как-то обеспечит малоимущих людей этими приставками. Но возможно, что и нет. В Баткене 20 тысяч этих приставок раздали, китайцы их подготовили, а взамен у нас появился CCTV на русском языке. Насколько это равноценно, я не знаю. Но за счет этого они раздали декодеры. На этот раз у государства нет денег, но какая-то политическая партия может сказать: «Всех обездоленных и малоимущих надо обязательно обеспечить бесплатными декодерами». И этот вопрос может быть политизирован.