Любимый певец чиновников и депутатов Бек Борбиев после долгого молчания (не на сцене, конечно) подал голос. Очень громким и скандальным заявлением. На своей странице в социальных сетях он заявил, что компания MegaCom должна отказаться от узбекского языка в своей службе поддержки абонентов. И пригрозил митингами, если сотовый оператор этого не сделает. Кыргызстанцы, которые представляют 80 народов и наций, дружно и мирно уживающихся много лет, возмутились столь демонстрационной нетерпимости к одному из наших братских этносов.
В ГКНБ, видимо, тоже прочитали откровения Бека Борбиева и учинили проверку. Уголовное дело пока не возбудили. Что смущает чекистов? ИА «24.kg» решило обратиться к своим респондентам с вопросом, чем, по их мнению, руководствуются спецслужбы, тормозя процесс и не привлекая артиста к ответственности? Органы демонстрируют прыткость, когда дело касается, например, журналистов или гражданских активистов. В Кыргызстане по-прежнему, как в бессмертном произведении Джорджа Оруэлла «Скотный двор», при рождении были все равны, но некоторые все же равнее?…
Эдиль Байсалов, гражданский активист:
— Законы нашей страны однозначно и четко предусматривают ответственность за разжигание межнациональной розни.
У кыргызов говорят: подумай сначала, если решил пошутить. Прошло только пять лет, как в нашем доме полыхал пожар, не успели затянуться раны. Мы сейчас чествуем наших ветеранов всех национальностей и единство всего народа в годы страшной войны. Бек Борбиев, как человек искусства, знает, что слово может излечить, а может иногда служить и злу. При всем своем уважении к его творчеству, считаю, что он должен понести ответственность. Это не подросток в очереди. Не какое-то глупое недоразумение. Он должен понести ответственность в целях воспитания всей молодежи: нельзя шутить словами. Нельзя на ровном месте посягать на права других людей. Урок должен быть преподнесен всем нам: давайте беречь мир в нашем доме, с уважением относиться друг к другу и вместе строить Кыргызстан.
Шейшенбек Байзаков, экс-глава ГСИН:
— Генеральная прокуратура должна определить, есть ли в высказываниях того или иного лица состав преступления, и поручить соответствующим структурам начать по нему уголовное производство. Что касается заявлений Бека Борбиева, так здесь такая ситуация: это не публичное выступление и не в прессе, а в соцсетях. И привлечь за него к ответственности очень сложно. Сказал бы он это в интервью журналисту – одно дело. Под статью попали бы оба, а так в Интернете чего только не пишут, и сквернословят, и оскорбляют, но реально за это еще никто не ответил.
Бактыбек Аманбаев, омбудсмен КР:
— Я не могу комментировать эти высказывания, так как не знаком с их содержанием. Вообще, вопрос вы задаете очень щепетильный, и только специалист должен определить: есть ли в выступлении Борбиева попытки разжигания межнациональной розни или нет.
— А разве обращение к сотовому оператору с требованием: запретить использовать в службе поддержки узбекский язык и оставить только кыргызский – это не дискриминация по национальному признаку?
— Я не лингвист, тем более, я не читал эти заявления. Как я могу сказать, содержится там призыв или нет? Компетентные органы пусть проверят, и если найдут состав преступления, то возбудят уголовное дело.
Артур Медетбеков, экс-сотрудник ГКНБ:
— Слова Бека Борбиева – это его личное мнение. Всего лишь. Никаких призывов я там не нашел. Он просто, как я думаю, ратует за развитие государственного языка, которому сейчас уделяется мало внимания. И потом, я знаю этого певца. Он – интернационалист по своей натуре. Но справедливости ради отметим, что в том же Узбекистане ни одна сотовая компания не предоставит вам свои услуги на кыргызском или русском языках. Там только узбекский язык используется. Просто Борбиев борется за наш язык. В этом нет ничего преступного. Он же не оскорблял представителей узбекской национальности, ничем права их не ущемил.
Феликс Кулов, лидер парламентской коалиции большинства:
— В Конституции Кыргызстана прописано: статья 16 — никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, статья 10 — Кыргызстан гарантирует представителям всех этносов, образующих народ КР, право на сохранение родного языка и создание условий для их изучения и распространения. Исходя из этих норм, можно говорить, что Бек Борбиев нарушил Основной закон. Он не должен был допускать таких высказываний. Тем более, речь идет о человеке, который выступает публично со своими концертами и может влиять на людей. Предварительно можно говорить, что есть повод для официального расследования со стороны правоохранительных органов. Он должен извиниться за свои слова. Компания MegaCom, как и любая другая частная структура, должна по закону давать информацию на государственном и официальном языках. Что касается выбора любого другого языка, то это уже определяет сама компания. Бизнесмены понимают: чем больше языков они используют для предоставления своих услуг, тем лучше продвигается их товар. Надо будет, они внедрят китайский или немецкий языки. Главное, что подобные призывы певца не должны напугать других бизнесменов. Если что, мы встанем на их защиту.
Равшан Жээнбеков, депутат Жогорку Кенеша:
— Представим, что подобные призывы были бы высказаны со стороны неугодных власти людей? Я говорю об оппозиционерах, журналистах, о тех, кто не боится говорить правду власти. Их сразу бы за это посадили. А тут даже не возбуждено уголовное дело. Хотя налицо все факты разжигания межнациональной розни. ГКНБ должен был сразу же возбудить уголовное дело и вынести решение о временном невыезде Бека Борбиева из страны. В стране около одного миллиона граждан представляют узбекское население. И хочет этого Бек Борбиев или нет, мы обязаны соблюдать права этого и других этносов. По закону никто не имеет права ущемлять достоинство различных национальностей.
Частные компании вправе распространять свой товар или доводить информацию до населения на любом ей удобном языке. А подобные мелкие призывы в свете многочисленных конфликтов в стране, социальной напряженности просто недопустимы. Они могут привести к эскалации межэтнических отношений.
Анвар Артыков, депутат Жогорку Кенеша:
— Такие высказывания считаю абсурдными, лишенными всякой логики и здравого смысла. Уполномоченные органы должны изучить все факты и решить, надо ли возбуждать уголовное дело. Хочу отметить, что из-за таких мелочей потом разрастаются конфликты. Вот кому нужны такие прецеденты, они их подхватывают, подогревают, а потом возникает большой скандал. Думаю, у компании нет языковой идеологии. MegaCom предоставляет свои услуги, исходя из коммерческих интересов. Если эта служба востребована, то, если надо будет, в компании введут и китайский язык. Надо пресекать такие заявления публичных лиц. Бек Борбиев должен ответить по закону.
Галина Давлетбаева, Коалиция за демократию и гражданское общество:
— Начнем с того, что MegaCom – частная компания, и в своих службах они могут использовать любой язык, какой захотят. Хоть французский, хоть украинский. Им это нужно для расширения клиентской базы, и запретить им это мы не можем. Что касается высказываний Бека Борбиева, то я вообще не поняла, почему он так поступил. Может, это такой PR-ход в преддверии выборов? Но это не может служить оправданием, и соответствующие органы должны проверить. Почему в отношении некоторых лиц возбуждаются уголовные дела, а на другие просто глаза закрывают? Если закон един для всех, то исключений быть не должно.