«Несмотря на то, что Кыргызстан решил уважать права человека и строить правовое государство, многие работники СМИ не готовы освещать правозащитные вопросы. И наших журналистов нужно оберегать и защищать», — отметила в интервью CABAR.asia директор правозащитного центра «Кылым шамы» Азиза Абдирасулова.
Представительство IWPR в Кыргызстане в течение февраля-марта по всей стране провело тренинги по налаживанию эффективных коммуникаций между журналистами и правозащитниками, в которых приняли участие свыше 120 работников СМИ и НПО.Тренерами на этих обучениях выступили известные специалисты в правозащитной сфере – Азиза Абдирасулова, руководитель ПЦ «Кылым шамы» и Абдумомун Мамараимов, главный редактор правозащитного портала Vof.kg, который также является партнером данного проекта IWPR.
Во время тренингов эксперты выявили определенные проблемы и другие любопытные тенденции среди местных журналистов и правозащитников. Редакция CABAR.asia попросила их поделиться с читателями своим мнением.
CABAR.asia: Насколько репортеры в регионах осведомлены о вопросах соблюдения прав человека?
Азиза Абдирасулова: В Кыргызстане немного изданий, которые освещают правозащитную тематику, потому что это специфичная тема и нужны отдельные специалисты, умеющие правильно раскрыть и преподнести тему. У нас не все журналисты могут правильно освещать проблемы соблюдения прав человека, находить изюминку, так как они сами мало информированы в этом вопросе.
Например, многие работники СМИ не знают, что соблюдение прав человека – это ответственность властей, государства. Не понимают, в каких ситуациях власть отходит от выполнения своих обязательств и само идет на нарушение прав человека, а также позволяет нарушать права с молчаливого согласия.
CABAR.asia: Правозащитники являются главными проводниками в мир нарушений законов. Почему они не работают с журналистами?
Азиза Абдирасулова: Как я отметила в начале, репортеры пока не подготовлены освещать права человека, они не понимают, что такое права человека. Второе – многие журналисты зависимы от своих редакторов, собственников СМИ, они не могут освещать то, что они хотели бы и как они хотели бы. Многие редакции в регионах являются государственными, они больше заточены на подачу позиции местных властей, и права человека для них не приоритет.
Третий момент – есть такое заблуждение, что если правозащитники работают в НПО, значит у них много денег, и они могут заплатить за публикацию информации о проблемах в сфере прав человека. На самом деле, конечно, это не так, у правозащитников на местах очень ограниченные финансы, а областные редакции предлагают платные услуги, что достаточно дорого.
Другая проблема – руководства этих издательств не понимают, что тема прав человека касается каждого из нас, и, исходя из этого, нужно стремиться работать в интересах читателя. И когда правозащитник хочет сказать что-то важное, ему говорят «платите деньги» — это не правильно. Очень часто в таких ситуациях им приходит на помощь Интернет, многие правозащитные организации используют сеть как инструмент для информирования, но мы же знаем, что у всемирной паутины небольшая аудитория в стране, особенно в регионах, и информация не доходит о широкой части населения, властей.
CABAR.asia: В течение февраля-марта вы вместе с главой ОФ «Voice of Freedom» Абдумомуном Мамараимовым объездили все регионы Кыргызстана, провели тренинги по эффективным коммуникациям между журналистами и правозащитниками. Насколько эти тренинги были полезны и эффективны для участников?
Азиза Абдирасулова: Это был только начальный этап взаимодействия. Обозначилось понимание со стороны правозащитников, что они нуждаются в журналистах. Со стороны журналистов также появилась заинтересованность получать конкретные факты, материалы, статистику от правозащитников. Видно, что им не хватало подобной площадки, на которой они могли бы вместе работать.
Но я не думаю, что сразу же кинутся писать сейчас, я знаю, что есть несколько циклов обучения, будут еще тренинги, и возможно после второго цикла тренингов начнут появляться какие-то материалы.
У меня другие ожидания от тренингов. После этих встреч журналисты хотя бы не будут негативно освещать вопросы, связанные с правозащитной тематикой, а станут подходить к ним более объективно.
Например раньше если человека пытали, если он подозревается в совершении каких-либо преступлений, они всегда освещали это негативно и даже негативно относились к правозащитникам, который защищал их права. Но после этих тренингов многие журналисты сказали, что мы хотя бы не будем поступать подобным образом. Они поняли, что, со стороны государства не должно быть нарушений прав человека. То есть, если человека поймали за преступление, пускай он отвечает за свое содеянное, но, если он подвергался пыткам и другим правонарушениям, за это правоохранительные органы должны нести ответственность.
CABAR.asia: Хотя считается, что Кыргызстан – страна прав человека, и у граждан, тем более у журналистов, должна была бы быть осведомленность в этих вопросах…
Азиза Абдирасулова: Да, и внутри страны, и заграницей тоже думают так, но это стереотип, и он держится только на работе нескольких активистов. Если они перестанут работать, говорить и выступать о проблемах в сфере прав человека, то Кыргызстану легко превратиться в диктаторскую страну.
Но сегодня время работает на нас – на правозащитников и на граждан. Мы выбрали жизнь в правовом государстве, а не в тоталитарном, и мы сейчас на этом пути. Мы должны требовать, чтобы наша жизнь строилась в этом русле.
Проект IWPRначался своевременно. IWPR сейчас сажает саженцы взаимодействия между журналистами и правозащитниками, плоды которых появятся только через 3-4 года. Ожидать первые плоды сейчас нельзя, нужно работать постепенно и планомерно двигаться в этом направлении.
Если сейчас журналисты кинутся за освещение острых правозащитных вопросов, они могут получить отпор от властных структур или других заинтересованных органов, в этом случае они больше не возьмутся за эту тему, особенно молодые кадры. Их нужно к этому готовить постепенно, чтобы их потом не сломали. А как это делать? Нужно учить писать так, чтобы данные и факты говорили сами за себя, чтобы журналист не принимал основной удар на себя.
Если среди них есть те, которые уже готовы освещать правозащитные вопросы, им нужно помогать, постепенно развивать их способности, чтобы потом они дальше могли пуститься в самостоятельное плаванье.
У IWPR дальнейшая работа должна быть направлена не только на налаживание взаимосвязи между журналистами и правозащитниками, но и репортеров нужно защищать и оберегать.