Седьмого апреля 2015 года Алмазбек Атамбаев почти что прямо сказал: «Поехали!» и махнул рукой… в сторону издателей и журналистов. То есть четко указал направление — и на них наехали. Давно уже наехали. Но теперь под наездом появились «законные» основания. В коротком списке и политики, но эти «до кучи» — как извечные оппоненты всех на свете правителей.
Мудрым можно считать только одно: ум, могущий править всей Вселенной, считал древнегреческий философ Гераклит. Нашей маленькой вселенной — демократическим Кыргызстаном — правит уже третий ум.
Мудро ли он правит — то будет ясно спустя годы, потому что, как сказал поэт, «лицом к лицу лица не увидать». Кстати, президент тоже процитировал Есенина: «Большое видится на расстоянье». Большое или маленькое — увидим позже, сложно беспристрастно оценить в режиме реального времени, сколько конкретной пользы принесло это правление.
Про пользу президент Кыргызстана рассказал сам в торжественную дату пятилетия последней (пока) по счету революции в нашей стране. «…Нам удалось выстоять и сохранить главные завоевания революции: мы строим страну свободных людей. Мы строим светское демократическое государство». Ничего нового по сравнению с традиционными песенными зачинами первых двух «умов». Они тоже докладывали об успехах в построении гражданского общества и о достижениях в экономике. Разве что данные были другие. Нынче они таковы: «За пять прошедших лет доходная часть бюджета Кыргызстана увеличилась в 2,2 раза. Средняя зарплата врачей в 2,5 раза, учителей — в 1,9 раза, милиционеров и военнослужащих — в 2,1 раза. Средняя пенсия выросла с 2131 сома до 4600 сомов. Пособия на детей–инвалидов выросли в 2,9 раза».
В разы считать удобно: сразу виден рост. Если обратиться к конкретным цифрам, то прожить на зарплату врача (средняя — 9255,3) и учителя (средняя — 7798,7) при ценах, подскочивших вдвое и растущих с каждым днем, можно только впроголодь. Пенсионерам со средней пенсией 4 с лишним тысячи сомов и нуждающимся в лекарствах вообще хоть ложись да помирай. Всем нужно платить за квартиры и коммунальные услуги или львиную долю своих средств отдавать за уголь (газ) в отопительный период. Бюджетникам, имеющим детей–школьников, приходится ломать голову над тем, как их одеть–обуть, купить учебники…Так что особых поводов радоваться достижениям у граждан нет.
Единственное, что их мирит с существующим положением дел, судя по реакции в социальных сетях, — то, что пять лет прошли без традиционных весенних потрясений. Всем до судорог надоели революции. Люди не хотят больше хоронить своих детей, мужей, отцов. Им нужен мир, и они согласны терпеть. Почти как в частушке:
«С неба звездочка упала/ прямо милому в штаны. Пусть бы все там оторвала,/ лишь бы не было войны!».
Вопрос политической стабильности весьма заботит и главу государства.
Атамбаев сокрушается по поводу того, что не пошел по пути постмайданной Украины: «Надо было люстрировать и выгонять из страны политиков, издателей и журналистов, которые на протяжении последних пяти лет бессовестно поливают грязью события 7 апреля 2010 года. И которые до сих пор прислуживают, обслуживают семейку беглого президента Курманбека Бакиева».
Кто именно и каким образом «прислуживает и обслуживает», не уточнялось. Но основное сказано, перечислены самые страшные враги президента: политики, издатели, журналисты. Выгнать бы всех взашей, однако noblessе oblige (ноблес оближ), положение президента демократической страны — единственный козырь в глазах Запада со времен А. Акаева — обязывает Алмазбека Атамбаева делать хорошую мину при плохой игре.
Есть основания полагать, что под «издателями» президент имеет в виду прежде всего медиамагната Александра Кима. Из пушек стрелять по воробьям нет смысла, поэтому мишенью назначен именно успешный бизнесмен.
Первоначально казалось, что в играх вокруг «Рубикона» задействованы лишь персоны из ближайшего круга президента и от них исходят указания судам по отъему частной собственности у владельца. Но когда суды двух инстанций принимают незаконные решения, когда Генеральная прокуратура, вместо того чтобы разобраться в деле и вернуть ситуацию в законное русло, руководствуется соображениями, противоречащими не только закону, но и простой логике и здравому смыслу и арестовывает акции «ВБ», все становится предельно ясно.
Президент не только в курсе, но и жестко настроен растоптать высокодоходный бизнес и разорить предпринимателя. Тут же Чуйское управление юстиции издает приказ о фактическом отъеме половины собственности у честного налогоплательщика (которого только что подвергли всесторонней проверке на предмет нарушений и таковых не обнаружили). В этот же день глава государства озвучивает неосуществленную мечту по отношению к тем, кого он считает личными врагами.
Что–то слышится до боли знакомое в этих речах и действиях. Незабвенный Аскар Акаевич хотел того же. Его зять отнял у владельца и «Вечерку», и «Рубикон» в преддверии президентских выборов 2000 года. Нужны были не только деньги, но и серьезный информационный ресурс, крупнейшая в стране газета, которой верил электорат. Следующие выборы президента в Кыргызстане должны состояться в 2017 году. Это ли основная причина немилости главы государства к «издателям и журналистам», которых надо бы выгнать из страны (предварительно отняв имущество), либо упорная и длительная обработка его ушей лукавыми царедворцами, лично заинтересованными в отъеме богатой рекламной фирмы?
С трибуны президент рассказывал, как было плохо при Бакиеве: «Мы помним, как калечили и изгоняли из страны всех неугодных… Мы помним, как отнимали бизнес и грабили предпринимателей…». Мы тоже это помним еще с акаевских времен. И на себе ощущаем, что все продолжается: бизнес отнимают, предпринимателя грабят средь бела дня с легкой руки судов, прокуратуры и Минюста.
Понятно, почему Акаев ненавидел независимые СМИ, в частности, газету «МСН» и ее журналистов. Мы жестко боролись против лживости и двуличия первого президента, против его семьи, погрязшей в коррупции и присвоившей все самые доходные отрасли республики. Нас прессовали через суды, арестовывали редакционные счета, собирали интеллигентную верхушку общества, которая требовала издание закрыть, журналистов уничтожить.
Что изменилось? Все так же суды действуют по указке сверху в интересах истца только на основании его желания отнять то, на что он уже полтора десятилетия не имеет права. При этом напрочь игнорируются подкрепленные документами доказательства ответчика. То есть как кошмарили раньше бизнес, так и продолжают. Полный беспредел. Кривосудие.
А ведь когда-то именно Алмазбек Шаршенович Атамбаев, один из активных представителей оппозиции акаевскому режиму, приютил в своем девятиэтажном «Форуме» гонимую властью редакцию «МСН». Именно в редакцию «Вечернего Бишкека» пришел он перед своими выборами в 2010 году, чтобы заручиться поддержкой «ВБ», «Асабы» и «МСН». И получил эту поддержку как наиболее адекватный кандидат на главный пост в стране. Минувшие пять лет журналисты занимались своей работой: отслеживали действия правительства, Жогорку Кенеша, если критиковали, то за дело. И старались не нарушать хрупкого мира, установившегося в стране, не боролись с президентом, которому постоянно приходилось отражать агрессивные атаки оппозиции.
А поводов для критики все больше. В прошлом октябре глава государства обвинил журналистов в создании негативного образа страны — наряду с коррупционерами. Если с первыми, по его словам, «все понятно», то вторые, по его мнению, вместо того чтобы объективно доносить информацию до населения и мирового сообщества, ищут сенсации и пишут только негатив. Не успел А. Атамбаев уехать в апреле за рубеж, как депутаты осознали срочную необходимость лишить русский язык статуса официального. Приближается великий праздник — День Победы в Великой Отечественной войне. И вдруг мы узнаем, что Кыргызстан отказывается от символа победы — российской георгиевской ленточки.
Все это буквально накануне вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Сui prodest, как спросили бы древние латиняне. Кому выгодно? Политической оппозиции, которая сует палки в колеса Атамбаеву с целью осложнить отношения с Россией в такой ответственный момент, — первый вариант. Самому президенту, который стремится в ЕАЭС и в то же время желает продемонстрировать Западу независимость своей внешней политики, — второй вариант. И наихудший третий, когда глава государства не способен управлять ситуацией и страну несет на рифы без руля и без ветрил.
Что произошло с человеком за пять лет, проведенных в президентском кресле? Может быть, в кровь его проник вирус, часто поражающий правителей: страх утратить власть? Мнительность, маниакальная подозрительность, когда за каждым углом мерещатся злодеи? Опасения за собственную жизнь? Стойкая неприязнь к тем, кому «не должно сметь свое суждение иметь»?
Может быть, все вместе. Отсюда — поиск врагов, назначение на эти роли издателей и журналистов, открытие охоты на ведьм…
Печально, что нынешний президент с достойным лучшего применения упорством повторяет чреватые большими проблемами ошибки предыдущих. Но ничего удивительного в этом нет: мир повсюду одинаков и всегда был одинаков, ибо неизменен человек. Особенно человек, вкусивший высшей власти.