Сегодня коалиция парламентского большинства под председательством Феликса Кулова (Ар-Намыс) пригласила на свое заседание руководителя Аппарата президента Данияра Нарымбаева и выслушала его претензии в адрес министра юстиции Алмамбета Шыкмаматова, который также присутствовал на заседании совета коалиции.
Дело в том, что одна из отечественных газет опубликовала материал об отставке Аиды Саляновой с поста генерального прокурора, в котором было заявлено о том, что это игры Данияра Нарымбаева со ссылкой на министра юстиции.
Нарымбаев рассказал, что вопрос вынесения этой проблемы на столь высокое собрание он заранее обсуждал с президентом Алмазбеком Атамбаевым, получил от него согласие и поддержку. По словам Нарымбаева, глава государства также считает, что такое поведение члена правительства недопустимо.
По мнению руководителя Аппарата президента, «высокий политический уровень отношений трех институтов государственной власти дискредитирует неквалифицированное и недостойное государственного служащего поведение одного из членов кабинета министров, избранного правящей парламентской коалицией».
«Вызывает возмущение ложное, ничем не обоснованное утверждение министра юстиции Алмамбета Шыкмаматова о том, что отставка Аиды Саляновой может быть игрой Нарымбаева. Данное утверждение было озвучено в интервью газете «Азия Ньюс» от 22 января. Как министр юстиции, призванный блюсти юридическую точность и законность, мог себе позволить распространять заведомо ложную информацию, вызывая недоверие к государственным решениям такого уровня важности? Если бы эта клевета порочила лишь мою честь и деловую репутацию, и я не был бы государственным служащим, я бы обратился в судебные органы. Но я понимаю, что мое обращение в суд создаст прецедент судебного разбирательства между государственными служащими, возглавляющими важнейшие государственные институты, низводя их высокое взаимодействие до межличностных частных разбирательств. Это сообщение дискредитирует работу Аппарата президента, а его заявитель дискредитирует работу Жогорку Кенеша и правительства», — сказал руководитель Аппарата президента.
Он обратился к членам коалиции с просьбой рассмотреть данный вопрос, потребовав от Шыкмаматова публичного опровержения информации и извинения, либо поставить вопрос о соответствии занимаемой должности.
Нарымбаев также заявил, что никогда не претендовал на должность генерального прокурора и никаким образом не влиял на вопрос отставки Аиды Саляновой.
«Из прессы я узнал, что Шыкмаматов утверждает, что не говорил такого, что журналист это придумал. Тогда это еще более странно. Я ждал неделю до выхода следующего номера газеты, так как меня об этом попросил Омурбек Чиркешович. В следующем номере газеты ничего нет. Я думал, что Алмамбет Насырканович хотя бы позвонит мне, скажет, что газета пишет неверные вещи. Но он этого не сделал. Я читал в прессе, что вы называете это мелочью, вините во всем газету, называете прессу желтой. Я вам скажу, что она пожелтела, потому что такие политики и чиновники сливают туда всякую желтуху, сплетни, огульные компроматы и собственные фантазии. А потом еще возлагаем вину на журналистов. И судя по последнему законопроекту, вы еще хотите быть судьей этой прессе. Я думаю, что нужно начать с себя. Ровно такие чиновники сделали из СМИ не источник информирования общественности, а орудие политической борьбы. Я думаю, что здесь речь идет не о мелочи, а о доверии общества к госуправлению. Это главный вопрос, из-за которого были 2 революции. Я решил создать прецедент такого разбирательства не из-за личной обиды и не только ради этого случая, мы настолько привыкли к неуважению, что уронили почтение к государственным институтам, которые мы представляем и которые мы обязаны защищать, репутацию которых мы должны сохранять», — обратился Нарымбаев к депутатам.
Сам Шыкмаматов в своих действиях ничего предосудительного не увидел, отметив, что это была «частная беседа» с журналистом, и он только высказал свое мнение относительно того, кто станет следующим генеральным прокурором. Он не пояснил, что означает «частная беседа» с журналистом и чем она отличается от интервью по телефону, которые так популярны в Кыргызстане.
«Я не говорил того, что написано в газете. Этот журналист позвонил мне, и это была личная беседа, не интервью. Госслужащий может высказывать свою позицию в официальном интервью, а как человек чиновник также имеет право на свои мысли, он за это ни перед кем не отвечает. Я отказался приносить извинения именно поэтому. Журналист у меня много чего спрашивал, я ему говорил, что Аида Салянова сама написала заявление, приехала в Бишкек. Почему вы на это внимание не обращаете? У меня спрашивали, сбежала ли она, я ответил, что нет, что она приехала в Бишкек. Он у меня спросил, может ли это быть игрой Икрама Ильмиянова, я ответил, что это не может быть игрой Ильмиянова. Это была просто беседа, высказывание мыслей. Такие беседы депутаты ведут каждый день. Он спросил, кто пойдет на эту должность, я ответил, что может пойти Данияр Нарымбаев. Я действительно так думал, это мой анализ, мысли. Все так говорили, не только я. Я не думаю, что здесь что-то такое, что следует осуждать. Я должен отвечать за то, что мыслю? Во-вторых, если бы я действительно сказал бы что-нибудь неправильное о вас, я бы не попросил прощения у вас или не дал бы опровержения? Я читал ваше интервью, где вы говорите, что политики должны быть выше сплетен и не верить им, я думал, что вы не обращаете внимания на такие вещи. Извинения будут означать, что я считаю правдой то, что написано в этой газете», — сказал Шыкмаматов, подчеркнув, что не намерен просить прощения.
Лидер парламентской фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, от которой Алмамбет Шыкмаматов и был выдвинут на пост министра юстиции, встал на защиту своего ставленника. Текебаев заявил, что за все 5 лет Совет коалиции большинства не заседал и не обсуждал важные вопросы, происходящие вопросы.
«На моей памяти Совет коалиции большинства собрался в первый раз за 5 лет, один раз хотели собраться, не было кворума. Когда в Оше не было газа, совет не собрался. 4 года не было судебной реформы, суды погрязли в коррупции, мы ни по своей инициативе, ни по инициативе Данияра Нарымбаева не собирались. Когда заходили за нашу границу и убивали наших граждан, мы ни разу не собрались. За 5 лет работы мы собрались один раз, и по какому вопросу? Потому, что Шыкмаматов сказал, что возможно, это игры Нарымбаева? Здесь никакого утверждения, факта нет. За свои мысли, за прогнозы человек не отвечает. Все люди думали, что Данияр Нарымбаев будет генеральным прокурором, даже мы с Чыныбаем Турсунбековым ходили к вам в кабинет, пили у вас кофе, чтобы быть ближе, если станете генпрокурором. Алмамбет Насырканович говорит, что даже так не говорил, что только сказал, что вы можете стать генеральным прокурором, а журналист сам додумал, что вы заинтересованы в этом. Я даже во сне не мог бы подумать, что генпрокурором может стать молодая девушка, которая работает на вас. И Шыкмаматов так не думал. И я считаю неправильным, что мы обсуждаем такой вопрос на совете коалиции, собранном впервые за 5 лет. Нужно было решить этот вопрос между собой», — сказал Текебаев.
Он также заявил, что депутаты между собой каждый день обсуждают президента Алмазбека Атамбаева и премьер-министра Джоомарта Оторбаева, а с главой государства обсуждают разных депутатов, отметив, что публикация такой информации могла бы стать скандалом, а прогнозы Шыкмаматов относительно следующего генерального прокурора нарушением этики считать нельзя.
Следующим высказался лидер фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков, который в первую очередь опроверг слова Текебаева о том, что ходил к Нарымбаеву на чай, потому что тот станет генеральным прокурором. Также он посоветовал Шыкмаматову тщательней выбирать друзей и журналистов, с которыми общается.
«Мы сами создаем желтую прессу. Мы так поняли, что вы руководителя Аппарата обвиняете, а его заместителя оправдываете. Это стало общественным мнением. Человек должен думать о том, что говорит и делает. Я не думаю, что кто-то хочет воспользоваться случаем и сделать что-то Алмамбету Шыкмаматову, но этот случай должен стать уроком. Даже если его слова были неверно истолкованы, я не думаю, что Алмамбет Шыкмаматов уменьшится, если принесет извинения», — сказал Турсунбеков.
Депутат от фракции СДПК Ирина Карамушкина увидела в этом вопросе теорию заговора против коалиции большинства. Депутат отметила, что «проплаченной прессе» удается внести разногласия в ряды депутатов.
«Это стратегия разлада коалиции. Во многом где-то сами виноваты, что в прессе нас прокручивают. Стратегия разлада удается прессе, она пытается нас столкнуть. Господину министру я где-то верю, потому что сама 2 года судилась за ложную информацию, до Верховного суда дошла и доказала, за это они меня ненавидят, каждый раз пытаются интерпретировать и подать так, чтобы скандал продолжился. Даете интервью, включайте диктофон, вы сами знаете, что очень многие статьи проплачиваемые, есть заказчики. Сколько раз можно сталкивать, пишут разную информацию, в газете одно, в интернете совсем другое, народ уже ничему не верит, кому-то выгодно настолько заморочить голову, не знаешь, кому верить, кому нет. Это не последний запуск провокаций в депутатскую среду и нашу коалицию», — заявила Ирина Карамушкина.
Парламентарий даже заявила, что нужно написать в Ассоциацию по рассмотрению жалоб на журналистов, в которой должны рассмотреть этот случай, проверить лицензию и аккредитацию газеты.
В ходе обсуждения депутаты начали делиться на своих и чужих, обвиняя друг друга в защите своих. На высказывания отдельных депутатов о том, что госслужащий должен соблюдать этику и контролировать высказывания в силу своей публичности, «атамекеновцы» реагировали бурно и встали на защиту Алмамбета Шыкмаматова, заявив, что вместо требования извинений от министра, нужно поднимать другие важные вопросы и решать актуальные вопросы.
Члены «Ата Мекена» были резки, комментируя высказывания своих коллег из других фракций, заявляли о своей личной неприязни к тому или иному парламентарию, а также прерывали выступления своих коллег, вставляя свои комментарии. «Атамекеновцы» также вспомнили, как когда-то их тоже публично обвиняли в разных действиях и преступлениях, отметив, что тоже могут написать обращение в Совет коалиции для обсуждения этих вопросов. Некоторые депутаты даже выразили мнение, что истинная причина обсуждения этого вопроса кроется в том, что нужно сместить с должности министра юстиции Алмамбета Шыкмаматова.
По итогам двухчасового обсуждения проблемы коалиция большинства так и не решила, кто виноват в публикации и должен ли министр попросить прощения у руководителя Аппарата президента. Депутаты отметили, что правда выяснится только в случае прихода журналиста, написавшего статью, с диктофонной записью слов министра.