Активисты отмечают возрастающую осторожность журналистов при освещении проблем, связанных с защитой прав человека.
Сахира Назарова, Голос свободы, Ош
По мнению руководителя общественного фонда «Луч Соломона» Садыкжана Махмудова, после трагических событий 2010 года журналисты стали меньше освещать проблемы, связанные с защитой прав человека.
«До событий журналисты к нам часто обращались за темами для материалов, за консультациями. После событий количество обращений резко снизилось», — отмечает он.
Глава общественного фонда «Социальный прогресс» Светлана Гафарова сказала, что журналисты боятся браться за освещение подобных тем из-за давления правоохранительных органов, которые, по ее словам, занимаются карательной деятельностью.
Их мнение поддержал и медиа-эксперт, журналист Бакыт Ибраимов, добавив, что усилилась внутренняя цензура. По его словам, сообщая о проблемных темах, журналист становится мишенью недовольных сторон.
Он сказал, что есть немало примеров, когда отдельные граждане используют угрозу подачи судебного иска против журналиста с требованием о возмещении морального вреда. В пример Ибраимов привел случай, когда в конце ноября в ОПО «Профсоюз работников СМИ КР» обратился исполнительный директор канала «Ош Пирим» Тургунбай Алдакулов.
Он сообщил, что ответственный секретарь полномочного представительства правительства в Ошской области Анара Усенова считает, что их телеканал якобы представил ее в эфире в негативном свете, опозорив перед общественностью.
Журналист Абай Нур Большевиков готовил сюжет о пострадавших в июньских событиях, в связи с чем обратился в полномочное представительство правительства в Ошской области и попросил Усенову ответить на вопросы, но она попыталась возложить эту обязанность на другого коллегу, о чем и было сказано в сюжете.
По словам Алдакулова, Усенова считает, что вопрос о том, предоставлять ли информацию или нет, является ее прерогативой и говорит, что не оставит это дело просто так. Она намерена подать в суд на журналиста и телекомпанию «Ош Пирим».
«Необоснованный отказ в предоставлении информации также является одной из причин, когда потребители информации лишаются права на получение важных сведений из государственных органов», — отмечают медиа-эксперты профсоюза СМИ.
На качество материалов влияют и другие причины — это постоянная текучесть кадров в редакциях, которая происходит из-за недостаточной материально-технической оснащенности и финансовой поддержки журналистов.
Молодые журналисты не владеют знаниями о том, как освещать конфликтные темы, как обезопасить себя от возможного давления и судебных исков.
«Нашим коллегам надо знать законы. К сожалению, многие коллеги не знают закон о СМИ, не говоря о законе о доступе к информации», — сказал Бакыт Ибраимов.
Незнание и нежелание использовать нормы законов способствует их нарушению. Необходимо развивать правоприменительную практику, — советует юрист Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость» Уткир Джаббаров.
Многие журналисты говорят о том, что одной из причин, почему они не берутся освещать темы защиты прав человека является страх. Нет уверенности в том, что в случае споров из-за публикации, редакция защитит своего автора, ведь в большинстве случаев между авторами и редакциями трудовые отношения не закреплены документально.
Одной из главных проблем в освещении правозащитных тем является закрытость госслужбы исполнения наказания и госкомитета национальной безопасности. При каждом обращении за комментариями или разъяснениями, местное начальство этих структур ссылается на столичное руководство. Ситуация усложнена тем, что на юге нет пресс-служб, с которыми можно было бы наладить сотрудничество. Закрытость силовых структур создает сложности соблюдения принципа сбалансированности.
Доступ к информации
Также журналисты часто сталкиваются с проблемами, связанными с доступом к информации и от других госорганов. Тележурналист Гулжан Алтымышбаева рассказывает, что информацию не всегда удается получить своевременно.
«Часто чиновники не считают устный запрос правомерной формой и под разными предлогами уклоняются от ответа. Здесь имеют значение личные связи сторон, принадлежность СМИ государству или частным лицам», — рассказывает она.
Мало кто из журналистов обращается в госорганы с письменными запросами, так как ожидание ответа занимает много времени — по закону, как минимум две недели. И, зачастую, ответ не удовлетворяет журналиста.
Это происходит по разным причинам. Во-первых, госорганы не заинтересованы в обнародовании определенной информации, во-вторых, сотрудники не знают закон и не предоставляют полноценные ответы, в третьих, автор запроса, порой, формулирует вопросы недостаточно четко и конкретно.
Представитель омбудсмена в Джалал-Абадской области Алима Аманова рекомендует журналистам обращаться в аппарат омбудсмена, когда им отказывают в доступе к информации.
«Обращайтесь к нам с заявлениями, у нас есть отработанный механизм, мы поможем», — сказала она.
По мнению медиа-экспертов, представители госорганов злоупотребляют понятиями государственной, коммерческой, военной тайн.
«Зачастую чиновники отвечают на письменные запросы журналистов и СМИ формальными отписками, самовольно придают статус конфиденциальности запрашиваемой информации», — отмечает Светлана Гафарова.
Проведенный ее организацией мониторинг отказов в предоставлении информации показал, что на первом месте по «скрываемости» стоят факты, документы, статистические данные и другая конкретная, поддающаяся проверке и чаще всего необходимая журналистам информация. Затем идут оценки, мнения, комментарии. И значительно реже отказывают журналистам в информации о планах, проектах, перспективах на будущее.
Работая с информацией, журналисты сотрудничают с пресс-службами ведомств, в адрес которых накопилось немало жалоб и претензий. Пресс-службы предпочитают работать выборочно с «дежурными» редакциями, а в других случаях требуют письменный запрос от редакции, что затягивает процесс получения информации.
Обсуждение вопроса прошло на круглом столе «Взаимодействие государственных органов, НПО и журналистов по защите прав человека» 25 декабря в южной столице Кыргызстана городе Оше. Круглый стол завершил проект «Усиление правозащитных журналистов Кыргызстана», который реализовался при поддержке Посольства Германии в Кыргызстане.
Сахира Назарова, Голос свободы, Ош