Законопроект Министерства юстиции, опубликованный на сайте правительства в виде архива под названием «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты», представляет мощные рычаги давления на средства массовой информации. Так сегодня, 29 января, адвокат «ВБ» Сергей Воронцов прокомментировал инициативу прекращения деятельности СМИ без решения суда и другие нормы, ограничивающие права журналистов.
Отметим, 22 января Министерство юстиции вынесло на общественное обсуждение проект поправок в закон о СМИ и в Кодекс об административной ответственности. Помимо прочего, поправки предполагают возможность прекращения деятельности СМИ без решения суда. При этом в проекте закона не обозначены основания, по которым Министерство культуры, информации и туризма, как уполномоченный орган, имеет право закрыть СМИ. В действующей же редакции закона прекращение деятельности СМИ возможно только по решению суда.
«У нас есть статья 20 Конституции, согласно которой в Кыргызстане не должны приниматься законы, отменяющие или подавляющие неотъемлемое право человека на получение или распространение информации. Я считаю, что законопроект, в случае его принятия, нарушит эти права, — уверен Воронцов. — Не надо быть ни политиком, ни оппозиционером, ни правозащитником, чтобы понять, что власть пытается зачистить информационное пространство, а также представителей НПО, НКО и оппозиционеров».
О попытках контролировать неправительственный сектор и СМИ, по его словам, также свидетельствуют законопроект об «иностранных агентах» (об НКО), который сейчас находится на рассмотрении парламента, и принятие закона о ложном сообщении, предусматривающего уголовное наказание.
«Пока попытки не увенчались успехом. Конституционная палата приняла решение, что журналисты не подпадают под действие уголовного закона. И вот теперь появился новый законопроект, который ставит в очень ограниченные рамки действия и журналистов, и учредителей СМИ, и распространителей, и издателей, и редакции, и вообще всех, кто причастен к СМИ», — сказал юрист.
Однако, по его мнению, не все в законопроекте плохо. Воронцов считает, что некоторые статьи полезны. В частности, в документе дается определение средств массовой информации, Интернета, поясняется, в каких случаях сайт является СМИ. «Необходимость в этом давно назрела, потому что сам закон о СМИ — 1992 года. Тогда еще Интернета в его нынешнем масштабе не было. Поэтому законодатели не могли тогда ввести эти понятия. В этом я вижу положительные моменты. Что касается других норм, то это мощные рычаги давления на СМИ», — сказал юрист.