Школа миротворчества и медиатехнологий в Центральной Азии представила ежегодный доклад «Язык вражды в СМИ и Интернете Кыргызской Республики-2014».
Как указывается, отчет отражает результаты контент-анализа печатных, вещательных и онлайн-медиа, выходящих в Кыргызстане на кыргызском и русском языках.
«Для исследования были отобраны 47 наиболее популярных у аудитории СМИ. Результаты контент-анализа показали, что более трети (36,1%) изученных медиа содержали язык вражды. Систематизация по видам СМИ выявила, что в 2014 году наибольшей враждебностью, как и в прежние годы, были печатные СМИ. 41,3% обследованных газет содержали враждебные атаки. Затем идут онлайн-медиа, которые выплеснули 27,2% ненависти в Интернет, менее всего языка вражды транслировалось на телевидении (1%)», — говорится в исследовании.
В 2014 году, по сравнению с предыдущим годом, общие тенденции немного изменились, по некоторым позициям отмечен рост лексики ненависти.
«Отличительным трендом стало тиражирование ретрансляционных стереотипов и цитирование журналистами явно ксенофобных высказываний, заявленных спикерами на политической арене и цитируемых журналистами, а также текстов без редакционных комментариев. В авторских рубриках часто использовался жесткий и средний типы языка вражды, прямые и завуалированные призывы не допустить закрепления в Кыргызстане определенных групп; утверждалось о криминальности того или иного этноса.
В рейтингах использования языка вражды лидируют кыргызоязычные газеты, а в русскоязычной медиасреде эту номинацию возглавляют онлайн- издания», — говорится в отчете НПО.
Было отмечено, что в 2014 году часто язык ненависти содержался в статьях/сюжетах на темы, затрагивающие дискуссии на исторические и приграничные темы, где звучали обвинения этносов в криминальности. Риторика ненависти была зафиксирована в материалах о реакции Кыргызстана на отношения России и Украины и санкциях против РФ, об участии граждан Кыргызстана в войне в Сирии, в дискуссии вокруг кыргызско-канадского СП «Кумтор», инвестиционных проектах КНР в Кыргызстане, о предстоящем вхождении страны в Евразийский союз.
«В 2014 году главной мишенью языка вражды были китайцы (27%), о которых журналисты сообщали в критическом тоне. Было зафиксировано в четыре раза больше материалов на тему китайского присутствия, чем в предыдущем году. СМИ транслировали образ китайцев как источник угрозы суверенитету Кыргызстана, конкурентов на рынке труда и агрессивных людей», — сообщила НПО и отметила, что другая группа враждебных атак – русские.
«16,9% выявленных материалов описывали этот этнос в критическом контексте в связи с продолжающейся дискуссией в некоторых СМИ о вине русских за историческое прошлое Кыргызстана и в связи с информационной войной между Россией и Украиной. Кыргызы были третьей целевой группой (16,1%) субъектов языка вражды, которых чаще критиковали в контексте политических вопросов, к примеру, что, вступив в Евразийский союз, кыргызы потеряют свою независимость.
11% упоминаний зафиксировано об узбеках, которые по-прежнему являются объектами внимания в статьях, поднимающих вопрос этнического насилия 2010 года и его последствий, а также в связи с приграничными инцидентами. В некоторых кыргызоязычных СМИ рисуется негативный образ узбекского этноса, не желающего интегрироваться в кыргызское общество. 8% негуманных метафор о таджиках журналисты приводили в статьях, где писали о них как о виновниках конфликтов, имеющих территориальные притязания в приграничной зоне.
Если некоторые группы традиционно рассматриваются в качестве потенциальных мишеней для ненависти, то канадцы впервые в 2014 году стали активно атаковаться местными СМИ, что связано с продолжающимся скандалом вокруг золоторудного предприятия «Кумтор». 5,14% ссылок на представителей Канады было обнаружено в негативном контексте. Почти столько же враждебных посылов — 5% с обозначением дунган задокументировали эксперты в промониторенных статьях. В негативном тоне высказывались репортеры и о турках — 3,6%. Журналисты подчеркивали их этничность в материалах на тему бизнеса и экономического превосходства», — говорится в исследовании.
Справка
Школа миротворчества и медиатехнологий (School of Peacemaking and MediaTechnology) является некоммерческой организацией, сфокусированной на медиаэдвокаси, исследованиях и тренингах по развитию СМИ. Деятельность школы направлена на поддержку свободы слова и доступа к информации, развитие свободной и честной журналистики, поощрение СМИ в районах кризисов и стимулирования граждан к принятию обоснованных мнений и решений как средство поощрения демократического и толерантного общества в Кыргызстане и Центральной Азии.