Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Депутат парламентской фракции «Ата-Мекен» Наталья Никитенко сделала обращение к премьер-министру КР Кубатбеку Боронову по поводу целесообразности отрицательного заключения в отношении закона «О манипулировании информацией».

В своем обращении депутат обратила внимание на то, что, помимо иных противоречий Конституции, для реализации данного закона нет ни финансовых, ни кадровых ресурсов.

«Господин премьер-министр! 9 июля 2020 года из Жогорку Кенеша в аппарат президента поступил на экспертизу и последующее представление вниманию президента Сооронбая Жээнбекова закон «О манипулировании информацией», принятый 25 июня 2020 года. Согласно внутренним регламентам Жогорку Кенеша, аппарата президента и правительства, каждый принятый парламентом закон при поступлении из парламента в аппарат президента направляется в первую очередь для дачи заключения в правительство, как органу, отвечающему, в соответствии с Конституцией, за цельность и гармоничность правовой системы страны, обеспечивающей совокупную последовательность всех экономических, политических и социальных преобразований в государстве.

В большинстве случаев основанием для наложения президентом страны вето на принятый парламентом закон служит заключение правительства, которое по характеру формирования всех подчиненных ему органов исполнительной власти аккумулирует в них самых высококвалифицированных экспертов в различных областях знаний и сферах деятельности.

Исходя из сложившейся практики, закон «О манипулировании информацией» в ближайшие дни поступит к вам с предписанием выработки и представления заключения для последующей передачи президенту.

Обращаю ваше внимание на нижеследующие обстоятельства, которые должны быть непременно учтены и отражены в вашем заключении на принятый закон.

Закон возлагает на состоящий в структуре правительства орган исполнительной власти в сфере информации дополнительные обязанности по отслеживанию интернет-пространства, выявлению «недостоверной и ложной информации» на бесчисленных сайтах и страницах интернет-сети, а также принятию мер по их последующему блокированию.

Следовательно, правительству предстоит тщательно изучить и просчитать свои дополнительные кадровые, материальные и финансовые ресурсы для реализации нового закона, в противном случае неисполнимый закон дискредитирует всех ответственных за его вступление в силу — Жогорку Кенеш, президента и правительство! Я убеждена, что таких лишних возможностей у правительства в сегодняшней ситуации нет и в обозримой перспективе они не предвидятся.

Реализация закона безусловно потребует мобилизации дополнительных трат из государственного бюджета.

Согласно части 3 статьи 80 Конституции, закон должен быть сопровожден необходимыми и обоснованными расчетами с указанием источника финансирования, заранее определенного правительством. Отсутствие таких документов является неоспоримым и непреодолимым основанием для наложения вето на закон. Такая практика вполне обоснована с государственной точки зрения, она складывалась десятилетиями и поэтому изложена в Конституции в виде императивной нормы.

Закон и де-юре, и де-факто отменяет установленную правовой системой страны судебную процедуру признания публичной информации ложной и недостоверной и подменяет правосудный порядок разрешения спорных правоотношений административным и приказным усмотрением чиновника органа исполнительной власти.

Между тем статья 20 Конституции предусмотрела пресекательную норму, указывающую на то, что не подлежит никакому ограничению право на судебную защиту. Принятый закон вступает в прямое противоречие с Конституцией, поскольку лишает пользователей Интернета права на судебную защиту, на которую в равной мере рассчитывают и получают как истцы, так и ответчики в случае оспаривания недостоверности или ложности информации, размещенной в сети Интернет.

В случае одобрения правительством закона «О манипулировании информацией» это может быть расценено как узурпация исполнительной властью функций судебной власти, осуществленная руками парламента и президента.

Согласно статье 88 Конституции КР, правительство «обеспечивает взаимодействие с гражданским обществом». Эта обязанность намеренно отнесена Основным законом к исключительным конституционным полномочиям правительства и обязывает высший орган исполнительной власти от лица всего государства стремиться к совместной работе с неправительственным сектором на основе взаимопонимания. Напоминаю, что вы присягали на этой Конституции и не можете игнорировать возложенные ею обязанности по взаимодействию с основной юридической формой организации гражданского общества — некоммерческими организациями.

Следовательно, заключение правительства не может быть одобрено и подписано вами, если не будет учитывать и отражать компетентное мнение специализирующихся некоммерческих организаций, которые на протяжении последних месяцев в изобилии опубликованы в средствах массовой информации и сети Интернет с официальными подписями и со всеми необходимыми ссылками на нормы Конституции КР и действующих законов страны.

Уважаемый Кубатбек Айылчиевич, убеждена в том, что, вникнув в существо принятого закона «О манипулировании информацией», возглавляемое вами правительство подготовит отрицательное заключение, которое послужит основанием для возвращения закона в Жогорку Кенеш с возражениями президента», — говорится в обращении Натальи Никитенко.

Напомним, 25 июня депутаты Жогорку Кенеша приняли закон «О манипулировании информацией» сразу во втором и третьем чтениях. Наталья Никитенко проголосовала против, четко обосновав, почему этот закон нанесет вред гражданскому обществу и бюджету страны. Кроме того, она особо подчеркнула, что одновременно во втором и третьем чтениях принимать этот закон нельзя. Режим ЧП и ЧС допускает такое только в экономических вопросах и по безопасности.

https://kaktus.media/417529