Журналиста немецкого издания Der Spiegel Клааса Релотиуса поймали на придумывании историй и интервью для своих репортажей. Теперь журнал пытается выяснить, не был ли Релотиус замешан еще и в мошенничестве — появились свидетельства, что он организовывал сбор средств на помощь сиротам в Сирии, а деньги забирал себе. Скандал с участием журналиста, который много лет сотрудничал с изданием и даже был признан за свою работу журналистом года, в Der Spiegel назвали «самым глубоким падением за всю свою 70-летнюю историю». Однако случай Релотиуса — далеко не единственный в мировой практике. Мы вспомнили самые известные — среди их фигурантов есть редакторы ведущих американских СМИ и пулитцеровские лауреаты.

Michael Schwartz / WireImage / Getty Images

Стивен Гласс, американский журналист, работавший в середине 1990-х годов в журнале The New Republic и считавшийся одной из главных звезд издания, в 1998-м был со скандалом уволен. Как оказалось, Гласс систематически выдумывал для своих материалов персонажей и компании — и обманывал службу факт-чекинга, заводя для выдуманных компаний веб-сайты и отвечая на телефонные звонки. Попался Гласс после того, как одна из его статей — о 15-летнем хакере — привлекла внимание журналиста Forbes. Тот решил проверить факты в ней и пришел к выводу, что и герой, и упомянутая в тексте фирма — вымышленные.

Впоследствии оказалось, что Гласс фабриковал материалы как минимум для половины статей, которые опубликовал в The New Republic и в других изданиях в период с 1995 по 1998 год. В 2016 году стало известно, что он заплатил этим изданиям 200 тысяч долларов компенсации. Сейчас Стивен Гласс работает в юридической фирме — хотя ранее суд в Калифорнии запретил ему заниматься адвокатской деятельностью, сославшись на недобросовестное поведение в прошлом.

Плагиатор с биполярным расстройством

Splash News / Vida Press

Журналист The New York Times Джейсон Блэр проработал в газете пять лет, пройдя путь от стажера до редактора. В апреле 2003 года в его статье нашли плагиат — на заимствования пожаловался редактор техасской газеты The San Antonio Express-News. В ходе внутреннего расследования плагиат и фальсификации были обнаружены во множестве статей Блэра для The New York Times. В частности, журналист утверждал, что ездил для работы над статьями в командировки, которых на самом деле не было.

В мае 2003 года Блэра уволили, о чем газета сообщила в специальной редакционной публикации, назвав случившееся «одной из низших точек за свою 152-летнюю историю». Блэр дал интервью, в котором рассказал, как большая ложь началась с маленькой — с использования цитаты с пресс-конференции, на которой он не был.

После увольнения выяснилось, что Блэр допускал серьезные ошибки на посту главного редактора студенческой газеты The Diamondback; руководство The New York Times обвиняли в том, что чернокожего журналиста приняли на работу и продвигали по службе в рамках позитивной дискриминации. В 2004 году Блэр опубликовал книгу воспоминаний, в которой признался, что во время работы The New York Times употреблял наркотики и лечился от биполярного расстройства.

Разоблачение через ложь в резюме

AP / Scanpix / LETA

В 1981 году газета The Washington Post получила Пулитцеровскую премию за статью о восьмилетнем героиновом наркомане по имени Джимми. Автором публикации была 27-летняя журналистка Джанет Кук. После выхода заметки в 1980 году полиция Вашингтона начала поиски несчастного мальчика «со следами инъекций на руках», к операции присоединился мэр города. Найти Джимми не удалось, и в прессе начали высказывать подозрения в том, что журналистка его выдумала. Однако Кук настаивала на своем. В итоге было объявлено, что ребенок погиб.

Установить истину удалось после того, как статья Джанет Кук была выдвинута на Пулитцеровскую премию. Текст и биографию автора прочитали на ее прошлом месте работы — в ежедневной газете Toledo Blade, выходящей в Огайо. В биографии утверждалось, что Кук имела ученую степень и во время работы в Толедо получила журналистскую премию. Как оказалось, оба факта были выдуманы Джанет, когда она устраивалась на работу в The Washington Post.

Кук призналась, что выдумала персонажа для публикации о наркоманах и вернула Пулитцеровскую премию — это единственный случай в истории награды. Писатель Габриэль Гарсиа Маркес после этого пошутил, что за статью о Джимми Джанет Кук следовало вручать не Пулитцера, а Нобелевскую премию по литературе.

P. S. Выдуманное интервью с президентом США

Еще одна история Пулитцеровской премии, присужденной за вымышленную публикацию. В 1921 году награду получил журналист издания The New York World Луи Сейболд — за интервью с президентом США Вудро Вильсоном. Впоследствии оказалось, что в указанное время Вильсон тяжело болел, и никак не мог дать интервью Сиболду. При этом из беседы следовало, что глава государства находится в добром здравии. Как выяснилось,интервью было сфабриковано при содействии секретаря президента Джозефа Тумулти и супруги Вильсона Идит — та решила, что несмотря на болезнь ее муж должен баллотироваться на новый срок.

Как пишет History News Network, Блэр согласился на обман из желания попасть на передовицу, а скандала после разоблачения не было — потому что в американской журналистике «еще была жива традиция обмана».

https://meduza.io/slides/ot-tsitaty-s-brifinga-do-intervyu-s-prezidentom