На сайте Жогорку Кенеша КР 25 февраля 2016 года на общественное обсуждение был размещен законопроект «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О телевидении и радиовещании», инициатором которого выступает депутат фракции СДПК Рыспаев К.Дж. В справке обосновании отмечается, что законопроект направлен на «обеспечение граждан Кыргызской Республики достоверной, объективной информацией, в том числе и относительно источников информации, транслируемой (ретранслируемой) на телевидении и радио».
Автор законопроекта предлагает обязать телевизионную организацию размещать выходные данные, включающие в себя логотип или эмблему, наименование государства, где зарегистрирован собственник или учредитель телевизионной организации в виде постоянных заставок в правом верхнем углу телевизионного экрана, а радиовещательные организации не реже чем ежечасно передавать свои выходные данные в эфире (http://kenesh.kg/RU/Articles/34560-Na_obshhestvennoe_obsuzhdenie_25_fevralya_2016_goda_vynositsya_proekt_Zakona_KR_O_televidenii_i_radioveshhanii.aspx).
Предлагаемые поправки в Закон КР «О телевидении и радиовещании» считаем преждевременными, поскольку в Жогорку Кенеше КР уже находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», который охватывает изменения трех Законов КР «О телевидении и радиовещании», «О лицензионно-разрешительной системе» и «О почтовой и электрической связи». Данный проект Закона разработан в соответствии с Программой перехода на цифровое телерадиовещание в Кыргызской Республике, утвержденной постановлением Правительства КР от 02.11.2011 г. № 692. Согласно законопроекту Закон КР «О телевидении и радиовещании» претерпел значительные изменения.
Действующее законодательство о СМИ не запрещает иностранным физическим и юридическим лицам выступать соучредителями СМИ на территории КР.
Настоящее законодательство уже регулирует регистрацию СМИ с иностранным участием и порядок распространения информации зарубежными телерадиоорганизациями.
Согласно «Положению о порядке регистрации средств массовой информации» учредитель обязан предоставить в уполномоченный орган юстиции заявление, в котором должны быть указаны: сведения об учредителях, включая иностранного участника или страну иностранного участия; название, язык распространения; источники финансирования; программные цели и задачи; местонахождение СМИ; адрес редакции; форма СМИ; предполагаемая территория распространения продукции; периодичность выпуска, максимальный объем. Орган юстиции проверяет достоверность представленных материалов после чего принимает решение о регистрации либо об отказе в регистрации.
Сведения об учредителях СМИ и об иностранном участии находятся в открытом доступе в едином реестре юридических лиц Министерства юстиции (http://register.minjust.gov.kg/register/SearchAction.seam). При необходимости любой желающий может ознакомиться с данным реестром.
Кроме этого максимальная доля аудиовизуальной продукции иностранного производства указывается в программной концепции вещания каждой телевизионной и радиовещательной организации (статья 19 Закон КР «О телевидении и радиовещании»)
На сегодня телерадиоорганизации вне зависимости с иностранным участием либо без него сообщают свои выходные данные (наименование, позывные, логотип или эмблему) в соответствии с требованием статьи 23 Закона КР «О телевидении и радиовещании».
Согласно статьи 1 Закона КР «О телевидении и радиовещании» зарубежные телерадиоорганизации при распространении программ и передач на территории Кыргызской Республики соблюдают требования внутреннего законодательства. Кроме этого каждая программа или передача должна содержать сведения о наименовании и адресе производителя программы и авторе. При неисполнении или несоблюдении требований Закона телерадиоорганизация несет ответственность в соответствии с законом.
Как упоминалось выше, законопроект, находящийся на рассмотрении в Жогорку Кенеше КР, разработан для создания благоприятной нормативной правовой базы и развития рынка цифрового вещания с учетом новых технологий. В целях защиты интересов потребителей, обеспечения информационной безопасности, получения населением действительно качественного отечественного продукта, законопроектом предлагается ввести разрешительную систему. Данная процедура предусматривает получения соответствующего разрешения на размещение телерадиоканала в аналоговом вещании или цифровом пакете у уполномоченного органа. Это позволит защитить пользователей от так называемого «вредного» контента.
Уполномоченный орган будет отслеживать какие зарубежные телерадиоканалы будут размещаться в цифровом пакете и соблюдают ли они требование кыргызского законодательства о телерадиовещании. Кроме этого запрещается иностранным телерадиоорганизациям вещать без заключения договора с соответствующими кыргызскими телерадиоорганизациями и/или операторами телерадиовещания (http://kenesh.kg/lawprojects/lps.aspx?view=projectinfo&id=208367 ).
На сегодня в качестве уполномоченного органа выступает Департамент информации и массовых коммуникаций при Министерстве культуры, информации и туризма КР. В его функции входит ведение государственного реестра действующих на территории Кыргызстана СМИ и электронных коммуникаций вне зависимости от иностранного участия. Сведения об учредителях и иностранном участии телерадиоорганизаций также будут доступны в Департаменте информации и массовых коммуникаций.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым отозвать данный законопроект и поддержать продвижение законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (изменения в законы: «О телевидении и радиовещании», «О лицензионно-разрешительной системе» и «О почтовой и электрической связи») зарегистрированного в Жогорку Кенеше КР № 6-14807/15 от 29.05.2015 года.