Наибольший интерес из поправок, принятых 1 апреля 2020 парламентом страны в три Кодекса — Уголовный, о Проступках и о Нарушениях, вызывают нововведения в Кодекс о Нарушениях, в связи с чем я прокомментирую некоторые из них.
Статья 822. Действия, направленные на нарушение правопорядка в условиях чрезвычайного положения
Действия, направленные на нарушение правопорядка, либо действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, путем распространения недостоверной информации, совершенные в местности, где объявлена чрезвычайная ситуация, чрезвычайное или военное положение.
Дела данной категории рассматриваются уполномоченным органом в сфере внутренних дел, то есть МВД или его структурные подразделения. До этого распространителями «сплетен» почему-то занималось ГКНБ.
Ключевым квалифицирующим признаком данного правонарушения является «распространение недостоверной информации», которая, в свою очередь, должна «нарушать общественный порядок и спокойствие граждан» — это второй квалифицирующий признак.
И первый и второй признаки необходимо установить. При составлении протокола представитель уполномоченного органа должен уже иметь документы (большой вопрос какие) о том, что информация, которую распространил правонарушитель, является недостоверной. Как он это будет делать тоже вопрос. Кто и по какому критерию будет определять «нарушен ли общественный порядок и спокойствие граждан» вообще не понятно. Какое из подразделений ОВД будут заниматься этим? И это тоже важно.
Не учли и тот момент, что распространитель может добросовестно заблуждаться и не знать о недостоверности сведений. Квалифицирующий признак «заведомо» был необходим. Использование социальных сетей широко распространено как в нашей стране, так и в мире. Люди делятся информаций на различных площадках. В данном правонарушении не раскрывается умысел правонарушителя. Неясно, должен ли он это нарушение совершить с умыслом или без. Данное несовершенство нормы может также привести к ничем не стесняемой произвольности решений в правоприменительной практике.
Далее, в случае несогласия с протоколом нарушитель может обжаловать решение уполномоченного органа в суд, и тут мы получаем полноценный судебный процесс, в котором стороны будут доказывать свою правоту. На мой взгляд, инициаторы и законодатели изменений и дополнений, наспех принимая поправки, допустили ряд просчетов и ошибок. Вышеуказанное правонарушение коли родилось, должно было сесть в Кодекс о Проступках, по которому бы проводилось полноценное досудебное производство в рамках УПК КР.
Если обратить внимание на новые поправки, то ст.82-1 «несоблюдение требований (условий) комендантского часа» находится в Кодексе о Нарушениях, а «нарушение требований чрезвычайного или военного положения (за исключением нарушения комендантского часа)» — в Кодексе о Проступках. Надо полагать, должно было быть наоборот. Несоблюдение и нарушение, по сути, синонимы, при этом за нарушение ЧП предусмотрена административная ответственность, а за нарушение требований ЧП вне комендантского часа — уголовная ответственность, при том, что комендантский час не может быть объявлен без ЧП.
Диспозиция нормы «нарушение требований чрезвычайного или военного положения» является чересчур широкой. Сюда можно отнести и требования Коменданта и требования, установленные Конституционным законом КР «О чрезвычайном положении». К примеру, данный закон предписывает Коменданту установить порядок аккредитации журналистов. Однако, он отказывается исполнить данное требование закона. Означает ли, что его действия будут подпадать под эту норму Кодекса?
Конституционный закон КР «О чрезвычайном положении» имеет ряд норм, предусматривающих санкцию за нарушение. Введение контроля за СМИ, в случае нагнетания обстановки, изъятие имущества, задержание. Помимо того, что в санкциях о введении контроля отсутствует четкость и понятность пределов контроля, а это снова чревато непоследовательностью и избирательностью решений, неясно также будут ли за одно и то же правонарушение предусматривать ответственность по Конституционному закону и по Кодексу.
Штраф за нарушение
2) штраф 2 категории: для физических лиц — 30 расчетных показателей, для юридических лиц — 130 расчетных показателей;
3) штраф 3 категории: для физических лиц — 55 расчетных показателей, для юридических лиц — 170 расчетных показателей;
Штраф за проступок
1) I категория: для несовершеннолетних — от 50 до 150 расчетных показателей, для других физических лиц — от 200 до 300 расчетных показателей;
2) II категория: для несовершеннолетних — от 150 до 250 расчетных показателей, для других физических лиц — от 300 до 600 расчетных показателей.
КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О НАРУШЕНИЯХ
от 13 апреля 2017 года № 58
Глава 15. Нарушения против порядка управления в сфере обеспечения общественного порядка, обращения оружия, других опасных предметов и веществ, а также обеспечение общественной и пожарной безопасности
Примечание. 1. Дела о нарушениях, предусмотренных статьями 81—86 и 89—91 настоящего Кодекса, рассматриваются уполномоченным органом в сфере внутренних дел.
Новые статьи
Внести в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2017 г., № 4, ст.285) следующие изменения:
4) Дополнить статьей 821 следующего содержания:
«Статья 821. Несоблюдение требований (условий) комендантского часа
Пребывание на улицах и иных общественных местах либо вне жилища без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, во время комендантского часа, введенного в период чрезвычайного или военного положения, —
влечет наказание в виде штрафа 2 категории».
5) Дополнить статьей 822 следующего содержания:
«Статья 822. Действия, направленные на нарушение правопорядка в условиях чрезвычайного положения
Действия, направленные на нарушение правопорядка, либо действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, путем распространения недостоверной информации, совершенные в местности, где объявлена чрезвычайная ситуация, чрезвычайное или военное положение, —
влекут штраф 3 категории».
КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ПРОСТУПКАХ
от 1 февраля 2017 года № 18
Статья 1. Законодательство о проступках и его цели
- Законодательство Кыргызской Республики об уголовных проступках (далее — проступки) состоит из настоящего Кодекса, основанного на Конституции Кыргызской Республики, вступивших в установленном законом порядке в силу международных договорах, участницей которых является Кыргызская Республика (далее — международные договоры), а также на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Новые статьи
Внести в Кодекс Кыргызской Республики о проступках (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2017 г., № 2 (2), ст.78) следующие изменения:
1) Дополнить статьей 1191 следующего содержания:
«Статья 1191. Нарушение требований режима чрезвычайной ситуации, чрезвычайного или военного положения
- Нарушение требований режима чрезвычайной ситуации —
влечет наказание в виде штрафа I категории либо ограничения свободы I категории либо привлечения к общественным работам I категории.
- Нарушение требований чрезвычайного или военного положения (за исключением нарушения комендантского часа) –
влечет наказание в виде штрафа II категории либо ограничения свободы II категории либо привлечения к общественным работам II категории».