Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Информационная война между лидером партии «Ата Мекен» Омурбеком Текебаевым и экс-премьер-министром Омурбеком Бабановым наглядно показала, как можно разделить СМИ на две противоборствующие стороны. Под раздачу попали даже не ангажированные издания.  По сути, сами журналисты не имеют претензий друг к другу, но вот заказные материалы приходилось печатать и выпускать в эфир. Информационные войны в Кыргызстане развязывают не журналисты, а политики.

О профессиональной морали и этике репортера рассуждают те, кого принято называть аудиторией, и те, кто питает аудиторию информацией.

Независимый журналист, обладатель премии ТЭФИ, руководитель тренингового проекта представительства Internews Network, подготовивший десятки журналистов для работы в СМИ нашей страны Денис Бевз считает, что средства массовой информации Кыргызстана более свободны, чем в соседних государствах.

«И это общепризнанный факт. В стране работают реально оппозиционные масс-медиа, существование которых просто невозможно в Казахстане, России, Таджикистане. Например, «7 канал» в Жалал-Абаде. В Кыргызстане нет столь тотального контроля со стороны властных структур, как у соседей, где администрации областей, районов и даже сельских округов отслеживают сюжеты и публикации», — говорит Д.Бевз.

Однако, по его мнению, эта внешняя свобода от цензуры, от вертикали власти оказывается невостребованной. Практически никак не реализуется. СМИ Кыргызстана находятся в зависимости от своих непосредственных хозяев.

«Общепринято считать, что местный рекламный рынок настолько беден, что не способен прокормить масс-медиа. Вот и вынуждены они продаваться. В итоге вместо того, чтобы выполнять свои непосредственные обязанности — поднимать злободневные проблемы, способствовать их решению, способствовать развитию экономики, культуры, образованию, СМИ обслуживают отдельные группы политиков и бизнесменов. В большинстве своем эти «хозяева» просто не очень умные люди. История Кыргызстана последних 10 лет – наглядный пример этого. Тасуется одна и та же колода политиков и чиновников, а экономика приходит все в больший и больший упадок. Кыргызстан становится одной из беднейших стран бывшего Советского Союза», — считает журналист.

Точку зрения Д. Бевза поддерживает медиа-эксперт, учредитель кыргызскоязычной газеты «Де-факто» Илим Карыпбеков.

По его словам, в Кыргызстане во время информационных войн используются накатанные технологии — от массовых до самых грязных и неприемлемых для общества. В этом и есть отличие отечественных СМИ от изданий, работающих в развитых странах, где любая информация подается с точки зрения объективности и с учетом   этических, журналистских стандартов.

«В Кыргызстане на данном этапе развития СМИ  мы не избежим информационных войн, пока есть медиа, войны будут продолжаться, так как участникам этих процессов необходимо будет соблюдать определенные правила, чего добиться очень сложно. Любое политическое действие с информационным сопровождением в Кыргызстане изобилует  перебором. Например, противостояние партий  «Республики» и «Ата Мекен», которое происходит в последнее время. На глазах у всей страны каждая партия применяет все доступные ресурсы в достижении цели — и политические и властные», — говорит И.Карыпбеков.

В большей степени, по его мнению, нарекания вызывает работа кыргызскоязычных газет.

«Свободу слова, которая пришла после апрельских событий, журналисты восприняли буквально как вседозволенность, информационный поток льется без ограничений. Особенно злоупотребляет вседозволенностью под видом свободы слова кыргызскоязычная пресса, где зачастую в основе информации лежит не факт, а слухи и догадки, рассуждения политиков, которые, естественно, «рассуждают» в выгодном им ключе. Этот сорт информаций приобретает массовый характер. И при этом привлечь в ответственности за клевету очень сложно», — считает Илим.

Карыпбеков при этом не считает свою газету ангажированной, и по его словам, газета «Де-Факто» полностью отказалась от публикаций сплетен и слухов.

«Мы не пользуемся сплетнями и слухами, отказались от черного пиара. Подаем информацию, основываясь на фактах, объективно, приближенно к журналистским стандартам. Но не всегда удается это делать,  навыков мало, профессионализма тоже»,- говорит учредитель издания.

Генеральный директор главного телерадиоканала страны Кубат Оторбаев отметил, что ОТРК стремится к плюрализму мнений при освещении событий в стране. «ОТРК не стал при этом площадкой для информационных войн», — подчеркивает гендиректор.

«Мы два года работаем, используя принятую редакционную политику компании,  где указано, что мы должны подавать информацию беспристрастно, используя разные мнения. Но нельзя сказать, что мы за эти годы добились международных стандартов журналистики.  Однако процесс идет. Я также не могу сказать, что мы достигли всех стандартов  общественного телевидения, это связано со многими факторами, в частности, с финансированием, некоторыми пробелами в законодательстве.  Было бы хорошо определить независимые источники финансирования, чтобы ОТРК был независимым от одного источника»,- отметил руководитель ОТРК.

На данный момент общественная телерадиокорпорация  на 100% финансируется из государственного бюджета.

Член наблюдательного совета ОТРК, политический обозреватель Игорь Шестаков озвучил статистику, согласно которой 70% СМИ принадлежат партиям и политическим деятелям, а главная задача партии — борьба за власть, соответственно СМИ выставляются как инструмент этой борьбы.

«Любая избирательная компания в местные органы власти будет сопровождаться информационными войнами. Вот свежий пример: информационные войны  бушевали в меньшей степени, когда проходили парламентские выборы, были допущены незначительные случаи на президентских выборах, а вот выборы в городские кенеши изобиловали черным пиаром. На выборах в городские власти активно происходили  разборки между партиями на каналах СМИ, не думаю, что сами журналисты настроены друг против друга, они выполняли свою работу», — говорит журналист.

Игорь Шестаков прогнозирует осложнение ситуации на предстоящих парламентских выборах, в случае, если выборы пройдут весной или осенью этого года.

«Это цена власти. Журналисты будут выступать не как журналисты, а как наемные работники СМИ, которые принадлежат определенным политикам. Эта ситуация воспринимается в порядке вещей. Для Кыргызстана, который находится на переходом периоде, существующая ситуация зыбкая, народ пытаются разделить посредством распространения выгодной для политиков информации по разным СМИ,  а это потом приведет к конфликтам», — говорит И. Шестаков.

По мнению Дениса Бевза, сегодня «оказывается извращенным само понятие журналистики». «Сегодня журналисты в большинстве своем превратились в пиар-менеджеров. А это совсем другая профессия. В этой ситуации очень легко управлять СМИ: организовывать слив лже-информации, заниматься «черным пиаром», развязывать информационные войны.  Пока СМИ будут управляемыми, вряд ли в стране что-то изменится», — сказал журналист.

Направление, по которому пошли кыргызские СМИ, наносят вред и имиджу профессии, и работе практически всех изданий.

После критических публикаций в адрес депутатов Жогорку Кенеша на местных телеканалах, законодатели запретили впускать в здание парламента ангажированных на их взгляд репортеров. Это вызвало бурю негодований со стороны медиа сообщества, в социальной сети главный редактор еженедельника «МК-Азия» Улукбек Бабакулов даже создал инициативу по объединению журналистов.

«Необходимость хотя бы информационного объединения журналистов настала давно, и случай с наездом парламентариев на некоторые телеканалы только подтолкнул к необходимости такого объединения. Журналисты показали, что в критические моменты могут объединиться. Увы, понятие единства доступно не для всех работников пера и микрофона», — говорит У.Бабакулов.

По его мнению, это связано, во-первых, с тем, что многие издания принадлежат определенным политикам, и эти газеты или телеканалы больше напоминают своего рода «боевой листок» или «партийный рупор», нежели средство массовой информации.

«Во-вторых, сами журналисты в определенной мере отдают предпочтение не своей журналистской профессии, а тем же политическим деятелям, которые им платят. Или же эти журналисты имеют определенные политические амбиции, и через журналистику пытаются прийти во власть», — говорит Бабакулов.

«По идейным соображениям объединить всех журналистов не получится. Слишком много различий именно по политическим вопросам, хотя, казалось бы, для журналиста главное объективность. Но объективность объективности рознь, если в дело вмешивается политика или деньги… Хотя небольшой части журналистов удалось сплотиться в силу осознания своей журналистской сущности», — отмечает редактор издания.

Особе мнение у Бабакулова и в вопросе журналистской этики. «Отдельной журналисткой этики не бывает. Этика не делится на женскую, мужскую, врачебную, депутатскую или журналистскую. Это выдумки всяких «медиа экспертов», которые получают на это гранты. Есть общечеловеческие нормы морали. Для меня главный этический вопрос – раскрыть суть конфликта и вывести вора, нарушителя на чистую воду. Об объективности статьи пусть судит читатель», — заявил Бабакулов.

Выход из ситуации в создании общественных СМИ,  телерадиоканалов, считает Игорь Шестаков.

«Если мы будем развивать это направление, то получим СМИ, которые будут представлять разные интересы, разную информацию, будут представлять интересы всего общества. Также необходимо развивать интернет-СМИ, которые не будут подконтрольны какой-либо партии. Может быть тогда появится больше медиа-ресурсов,   которые будут стараться выдавать объективную точку зрения»,- сказал И.Шестаков.

А вот Денис Бевз видит выход в деньгах, в финансово успешных и одновременно независимых СМИ. «Это не произойдет в один день. Это сложный процесс. Но чрезвычайно важно, чтобы кто-то создал прецедент: развеял миф о «бедности и нищете местного рекламного рынка»;  доказал, что СМИ могут быть реально свободными финансово независимыми. Такой пример будет иметь колоссальное значение для всего медиа-рынка. В основе этого успеха может лежать только один фактор – высокий профессиональный уровень журналистов и издателей», — считает Бевз.

Мы не ставим точку в этой теме. И никому не навязываем точку зрения своих собеседников. Хотим лишь напомнить коллегам, что журналистика – это особая профессия и особая ответственность. Ошибки порой стоят дорого. И что профессиональная журналистика, как и любое производство – от хлебопечения до золотодобычи, требует неукоснительного соблюдения технологий, нарушение которых превращает любое издание в «отхожее место для слива информации».

http://www.kyrtag.kg/?q=ru/viewpoint/35473