Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

29 августа 2021 года пресс-служба ГКНБ распространила пресс-релиз, в котором попросила «журналистов, активистов и блогеров не вводить людей в заблуждение и не отвлекать госкомитет на пустяки», в противном случае предупредила их об ответственности в рамках действующего законодательства. Данный комментарий ГКНБ был опубликован в ответ на видеоматериал журналиста Макканбаева Уланбека от 27 августа 2021 года. На видео, опубликованном журналистом, запечатлены бензовозы в местности Кулунду Лейлекского района. Видео сопровождается комментарием журналиста о том, что «на границе очень много бензовозов, которые, как и в прежние времена, свободно передвигаются в приграничных селах».

В этой связи Институт Медиа Полиси отмечает, что:

Конституция КР гарантирует право каждого на свободу мысли, мнения, слова и печати. Вмешательство в это право допустимо, только если ограничение преследует конкретные, прописанные в основном законе, цели: защита национальной безопасности, общественного порядка, общественного здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.

Критика и обсуждение действий властей по тем или иным проблемам, в том числе по проблемам на государственной границе – не что иное, как законное выражение права на свободу слова и мнения каждого в демократическом обществе, коим является Кыргызстан. Каждый человек в нашей стране имеет право на собственное мнение о происходящих вокруг событиях, даже если это мнение не соответствует объективной действительности или точке зрения других лиц. Каждый человек вправе распространять свое мнение, соблюдая при этом установленные ограничения, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественного порядка, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц».

В кыргызском законодательстве не предусмотрено понятие «провокационные сообщения», равно как и нет ответственности за «распространение провокационных сообщений». Недавно принятый закон КР «О защите от недостоверной (ложной) информации» регулирует лишь вопросы защиты чести и достоинства какого-либо конкретного лица, и соответственно, также не применим в данном случае.

Вместе с тем, законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень информации, распространение которой может повлечь уголовную ответственность. Это:
— публичные призывы к осуществлению террористической деятельности;
— призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами;
— публичные призывы к насильственному захвату или насильственному удержанию власти, а равно к насильственному изменению конституционного строя, пропаганда войны;
— возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни);
— распространение экстремистских материалов.

Законодательство таким образом защищает права граждан, которые уверены в том, что распространяемые ими сведения правдивы, даже если в итоге они окажутся недостоверными. Такой подход более чем обоснован, так как, как известно, зачастую недостоверная информация передается неосознанно, без какого-либо злого умысла. В условиях переизбытка информации, людям все сложнее выявлять в информационном потоке достоверные и проверенные факты. Для того, чтобы бороться с распространением недостоверной информации, государству необходимо больше работать в направлении развития медиаграмотности в обществе.

Очевидно, тема контрабанды ГСМ на границе – животрепещущая, значимая для проживающих в приграничных селах. Именно по этой причине граждане реагировали, интересовались, делились. Когда какая-либо информация распространяется в виду неподдельного искреннего интереса граждан, государственные органы не только должны удовлетворять общественный интерес и запрос на информацию, но и сами проактивно обеспечивать граждан доступом к своевременной, достоверной информации, работая, тем самым, на опережение в информировании о результатах своей деятельности. Ведь именно для этого у каждого госоргана есть пресс-служба.

Государственным органам следует помнить о том, что право общества быть информированным имеет существенное значение в демократическом обществе. Надлежащий уровень связи государственного органа с общественностью — показатель признания своей подотчетности перед населения и, в целом, эффективной работы организации.

И напротив, если госорганы будут пугать задающихся вопросами граждан не существующей ответственностью, то люди перестанут доверять государству и решениям его представителей. Другие же — перестанут обсуждать то, что их волнует, из страха понести наказание, не осознавая, что в соответствии с Конституцией у них есть все права обсуждать общественно-значимые вопросы. Третьи — в отсутствие предоставленной госорганами достоверной информации будут распространять непроверенные и неправдивые сведения.

Кыргызстан – это страна, в которой свобода слова выполняет важную функцию, позволяя каждому выражать альтернативные и спорные мысли на общественно-значимые вопросы. Такие общественные дебаты критически важны, поскольку обсуждения приводят к тому, что в результате принимаются наилучшие решения.

Без разнообразия мнений – в нашей стране не будет развития.