Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Международная организация Human Rights Watch подготовила обзор о соблюдении прав человека в мире, в том числе в Кыргызстане, анализируя события 2019 года. Ниже приведены выдержки из доклада.

Гражданское общество

Гражданские группы по-прежнему сталкивались с постоянным давлением. В мае некие лица с камерами, которые назвались представителями молодежного патриотического движения, попытались сорвать встречу с международными экспертами Коалиции против пыток, объединяющей 17 неправительственных организаций.

В марте замглавы Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) призвал парламент законодательно ужесточить регулирование деятельности НПО, ссылаясь на необходимость большего контроля государства за их источниками финансирования.

Впоследствии в ГКНБ уточнили, что контроль должен осуществляться, но не со стороны их ведомства. Продолжал действовать запрет на въезд в отношении корреспондента агентства «Франс Пресс» Криса Риклтона и старшего исследователя HRW по Центральной Азии Миры Ритман.

В 2018 году два доклада неправительственных организаций, один из них — по событиям 2010 года, были признаны судом «экстремистскими» и запрещены. Суд также запретил деятельность в Кыргызстане зарегистрированного в Брюсселе антидискриминационного центра «Мемориал», который был соавтором одного из докладов. После отмены этого решения в октябре 2018 года Верховным судом суд первой инстанции вернул иск в Генпрокуратуру в январе 2019 года. На момент подготовки настоящего обзора ни один из докладов не фигурировал в списке запрещенных в Кыргызстане.

Свобода выражения мнений

7 августа была предпринята спецоперация по аресту в резиденции под Бишкеком бывшего президента Алмазбека Атамбаева, который проигнорировал неоднократные вызовы на допрос. Последовало противостояние между правительственными силами и вооруженными сторонниками Атамбаева, который 8 августа сдался властям. В ходе этих событий погиб один силовик, были ранены по меньшей мере 45 человек, в том числе несколько журналистов. Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир выразил обеспокоенность в связи с ранениями журналистов, напомнив, что «безопасность журналистов, освещающих политические события, должна уважаться всеми сторонами».

Во время спецоперации 7 августа был отключен от эфира подконтрольный Атамбаеву телеканал «Апрель».

После ареста бывшего президента по обвинениям, среди прочего, в организации массовых беспорядков, убийстве и захвате заложников суд наложил арест на его активы, включая офис и оборудование телеканала. 9 августа силовики выгнали его сотрудников из редакции, не позволив даже собрать вещи. В сентябре «Апрель» объявил, что будет продолжать вещание в соцсетях с использованием полученного в дар оборудования. В связи с этим Арлем Дезир призвал «уважать многообразие СМИ даже в трудных ситуациях».

Кыргызстанские медиаэксперты отмечали, что практика использования судебных исков о защите чести и достоинства продолжает оставаться инструментом в руках политиков, стремящихся заставить замолчать неугодные им СМИ.

По оценке «Репортеров без границ», принципиальных изменений в соответствующем законодательстве не произошло, что оставляло возможность для новых исков.

Законодательные нормы, содержащие избыточно широкое определение таких составов, как «возбуждение вражды/розни», по-прежнему избирательно использовались против тех, кто мирно протестует или выражает свои политические взгляды. В марте в стране были задержаны супруги, вышедшие к российскому посольству в Бишкеке с антипутинскими плакатами. Им вменили возбуждение национальной вражды, однако в июле дело было прекращено. В мае был оправдан преподаватель вуза, которого привлекли по той же статье за антироссийские комментарии в Facebook.

Трудовые права

В октябре парламент принял во втором чтении поправки в закон о профсоюзах, чреватые серьезным ограничением права на организацию.

Предполагается фактически наделить Федерацию профсоюзов Кыргызстана монопольным правом на представление профсоюзов на национальном уровне и обязать отраслевые и региональные профсоюзы вступать в нее, причем последняя будет иметь право утверждать их учредительные документы и деятельность.

Поправки вызвали критику со стороны Международной организации труда и международного профсоюзного объединения IndusriALL, которые указали, что предлагаемый закон ограничит свободу ассоциации и право на организацию. На момент подготовки данного обзора дата третьего чтения еще не была назначена.

Терроризм и контртерроризм

В новом Уголовном кодексе, введенном в действие в январе 2019 года, исключена ответственность за хранение экстремистских материалов, таких как видео и брошюры, без цели распространения. Ранее осужденные по этой статье получили возможность ходатайствовать о пересмотре дела.

В мае государственные чиновники сообщили HRW, что такие дела действительно будут пересматривать и будут отменять приговоры при наличии оснований и освобождать осужденных. Однако местные правозащитники сообщали о случаях отказа в освобождении некоторым лицам, несмотря на постановление суда после пересмотра дела.

В Кыргызстане сохраняется избыточно широкое и неконкретное определение экстремистской деятельности, которое может применяться к ненасильственным действиям или материалам.

Правительство Кыргызстана анонсировало шаги по возвращению на родину части из нескольких сотен задержанных в Ираке граждан из числа членов семей предполагаемых боевиков Исламского государства. Сообщалось об уже достигнутой договоренности вывезти около 70 детей.

Насилие в отношении женщин и девочек

В 2017 году в стране был принят новый закон о борьбе с семейным насилием, с января 2019 года за это введена отдельная уголовная ответственность.

Однако власти не всегда последовательно применяют защитные меры для женщин и девочек, как того требует закон об охране и защите от семейного насилия и закон 2016 года об ответственности за ранний или принудительный брак.

Правительство также до сих пор не выполнило одно из ключевых положений закона, которое требует определить уполномоченный орган, координирующий и контролирующий мероприятия по предупреждению семейного насилия и защите от него.

В декабре 2018 года мужчина был приговорен к 20 годам лишения свободы за похищение 20-летней студентки Бурулай Турдалиевой и нанесение ей ножевых ранений прямо в отделении милиции, в результате которых она скончалась. Дело вызвало широкий резонанс, в апреле трое милиционеров были приговорены к штрафу по делу о халатности.

Пытки

Пытки со стороны сотрудников правоохранительных органов продолжаются и, как правило, остаются безнаказанными. Из официального ответа общественному фонду «Голос свободы» следует, что за первую половину 2019 года было зарегистрировано 171 заявление о пытках, однако в суд на тот момент было направлено всего одно дело. По оценке международных и местных групп, введенный с января 2019 года новый Уголовный кодекс усилил защиту от пыток и ужесточил наказание.

https://kaktus.media/404233