Компания Facebook в декабре 2020 года удалила сотни профилей, которые в период выборов осуществляли скоординированные усилия для манипулирования общественным мнением. Об этом сообщается в отчете компании.
Деятельность этой сети, ориентированная на внутреннюю аудиторию, была организована в Кыргызстане и фокусировалась в основном на комментариях к их новостям, а также на сообщениях политической партии и популярных новостных страницах.
1.Facebook удалил 193 аккаунта, 246 страниц, 50 групп и 30 аккаунтов в Instagram за нарушение политики компании против скоординированного неаутентичного поведения. Эта сеть использовала фейковые аккаунты (многие из них были определены и отключены автоматизированной системой компании), которые комментировали, писали в группах, управляли страницами. Они также открыто предлагали услуги SMM.
Эта сеть была первоначально активна в 2017 году, когда в Кыргызстане проходили президентские выборы. Они постили в основном на кыргызском, но также на русском языках, и фокусировались на продвижении президентской кампании 2017 года С.Жээнбекова, параллельно критикуя его оппонентов. Расследование компании выявило связь людей, организовавших сеть, с лицами в Кыргызстане, имеющими опыт медиа-консалтинга.
Присутствие в Facebook и Instagram: 193 Facebook аккаунтов, 246 страниц, 50 групп и 30 аккаунтов в Instagram.
Фолловеры: около 85 тыс. аккаунтов являются подписчиками одной или более этих страниц, почти 39 тыс. аккаунтов присоединились по крайней мере к одной из этих групп и около 27 тыс. человек фолловят один или более из Instagram аккаунтов.
Реклама: менее чем 4 800 долларов было израсходовано на рекламу в Facebook и Instagram.
2. Facebook удалил 92 аккаунта на Facebook, 4 страницы, 11 групп и 30 аккаунтов в Instagram за нарушение политики компании против скоординированного неаутентичного поведения. Эта сеть использовала фейковые аккаунты (многие из них были определены и отключены автоматизированной системами компании), которые писали в группах, управляли страницами и ставили отметку «нравится» в целях его продвижения определенного контента.
Основная активность была сосредоточена вокруг контента и постов со страниц партии «Мекеним Кыргызстан» и страниц популярных в Кыргызстане новостных сайтов (Клооп, Азаттык, Кактус и АКИpress). Фейковые аккаунты в основном писали комментарии, осуждающие репортажи, содержащие критику о семье политика Матраимова или политической партии «Мекеним Кыргызстан», при этом соглашались с негативными статьями об оппонентах партии. Они писали на кыргызском и русском на тему местных новостей и текущих событий, включая выборы, в период между 2017 и 2020 годами. Одна группа в этой сети писала, в основном, в поддержку партии «Мекеним Кыргызстан» и критиковала их политических оппонентов. Другая группа постила новости о политических событиях в Кыргызстане, включая скандал вокруг местного интернет-провайдера Акнет, тему выборов в 2020 и 2021 годах, различные обвинения в коррупции, позитивные комментарии о семье Матраимовых, и критические комментарии в отношении предыдущего президента Атамбаева.
Присутствие в Facebook и Instagram: 92 Facebook аккаунта, 4 страниц, 11 групп и 30 аккаунтов в Instagram.
Фолловеры: около 1 тыс. аккаунтов являются подписчиками одной или более этих страниц, почти 1,9 тыс. аккаунтов присоединились по крайней мере к одной из этих групп и около 20,7 тыс. человек фолловят один или более из Instagram аккаунтов.
Реклама: менее чем 4 500 долларов было израсходовано на рекламу в Facebook и Instagram.
3. Facebook удалил 121 аккаунт на Facebook, 46 страниц, 7 групп и 41 аккаунт в Instagram за нарушение политики компании против скоординированного неавторизованного поведения. Эта сеть использовала фейковые аккаунты (многие из них были определены и отключены автоматизированной системами компании), которые управляли поддельными страницами под видом реальных новостных сайтов, писали в группах и комментировали контент других людей.
В этой сети некоторые страницы поддерживали определенных политиков, в то время как другие страницы позиционировали себя критиками тех же самых политиков. Такая активность (одновременная игра за разные стороны политических дебатов) была во время парламентских выборов 2020 года и поспешных выборов 2021 года. Эта сеть писала, в основном, на кыргызском, но также на русском языке политические новости и актуальные новости в Кыргызстане, включая октябрьские выборы 2020 года, комментарии в поддержку Жапарова и бывшего президента Атамбаева, а также критику в отношении обоих политиков. Расследование Facebook выявило связи с лицами, имеющими опыт работы в СМИ и правительстве, а также с медиа-компанией под названием «Медиа-центр».
Присутствие в Facebook и Instagram: 121 аккаунт на Facebook, 46 страниц, 7 групп и 41 аккаунт в Instagram.
Фолловеры: около 31 тыс. аккаунтов являются подписчиками одной или более этих страниц, почти 11 тыс. аккаунтов присоединились по крайней мере к одной из этих групп и около 8,8 тыс. человек фолловят один или более из Instagram аккаунтов.
Реклама: Менее чем 1250 долларов было израсходовано на рекламу в Facebook и Instagram.
https://about.fb.com/wp-content/uploads/2021/01/December-2020-CIB-Report-.pdf