Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В последнее время все более распространенными в повседневной жизни становятся так называемые коптеры (дроны и т.п.), используемые для различных целей, — к примеру, для коммерческой видеосъемки мероприятий или новостных репортажей.

Использование дронов неразрывно связано с воздушным пространством, а Кыргызская Республика обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Кыргызской Республики. Пользователями воздушного пространства являются физические и юридические лица Кыргызской Республики, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства Кыргызской Республики.

Правовой статус коптера

Такие понятия как “дрон”, “коптер” и тому подобные в действующем законодательстве отсутствуют, зато имеются определения: “беспилотное воздушное судно”, “самодельное воздушное судно”, “легкое воздушное судно”, значение данных терминов указано в статье 1 Воздушного кодекса КР.
Беспилотное воздушное судно — летательный аппарат без пилота и без экипажа на борту с внешним управлением полета, с взлетной массой не более 10 килограммов и высотой полета не более 100 метров над земной или водной поверхностью;

Самодельное воздушное судно — воздушное судно любительской конструкции, изготовленное самостоятельно, взлетная масса которого не превышает 750 килограммов, соответствующее минимальным требованиям летной годности, установленным Авиационными правилами Кыргызской Республики, и не предназначенное для коммерческих перевозок;

Легкое воздушное судно — воздушное судно с максимальной сертифицированной взлетной массой свыше 750 килограммов и до 5700 килограммов, включая вертолет с максимальной сертифицированной взлетной массой менее 3175 килограммов;

Статья 21 Воздушного кодекса предусматривает, что Беспилотные воздушные суда выполняют полеты над территорией Кыргызской Республики на основании разрешения органа гражданской авиации.
Положение об использовании воздушного пространства Кыргызской Республики, утверждено Постановлением Правительства в 1999 году не содержит норм регулирующие деятельность беспилотных воздушных судов.

В Кодексе об административной ответственности есть тринадцать статей, которые связаны с нарушением воздушного пространства и только одна статья применима к теме данной заметки — статья 459 КоАО “Несоблюдение требований законодательства по вопросам использования территорий, земель, недр, растительности, воздушного бассейна и водных пространств”. Санкция: штраф от 300 до 500 сом для граждан, для должностных лиц от 500 до 1000 сомов.

Совершенно ясно, что дрон и коптер могут подниматься намного выше, чем 100 метров, значит правила для беспилотных воздушных суднах подходит только в части высоты полета судна.

Коптер можно также рассмотреть как игрушку, являющуюся не летательным аппаратом, а лишь его моделью, что позволяет освободить владельцев таких “игрушек” от соблюдения целого ряда обязанностей. Однако, при квалификации коптера прежде всего следует учитывать его мощность, высоту полета, радиочастоту, на которой он управляется, детали, из которых он собран, а также иные факторы. При этом современные дроны обладают весьма впечатляющими техническими характеристиками, в силу чего отнесение их к игрушкам противоречит здравому смыслу. Однако в силу отсутствия разъяснений на данный счет в законе, неопределенность все же остается, и попытаться доказать, что именно ваш коптер – это игрушка, — возможно.

В итоге, что делать?

Поскольку в настоящий момент ситуация с квалификацией дронов и коптеров не совсем понятна, а воздушное пространство они так или иначе пересекают, велика вероятность, что органы государственной власти рано или поздно будут применять к данным правоотношениям нормы о беспилотных летательных аппаратах, и требовать соответствующее разрешение на полеты, а в случае его отсутствия — привлекать владельцев к ответственности.
В этой связи рекомендуем сделать следующее:

  • В том случае, если вы приобрели коптер, обратиться в уполномоченный орган в области гражданской авиации (Агенство гражданской авиации — http://www.caa.kg/ru/contact.html) с заявлением о получении разрешения на использование воздушного пространства. В случае отказа или игнорирования вашего заявления, вы приобретете дополнительный аргумент в суде, указав, что ваша вина в совершении правонарушения отсутствует, так как вы предприняли все возможные меры, для того чтобы ваша деятельность была законной.
  • Если вас привлекают к ответственности за нарушение использования воздушного пространства из-за отсутствия разрешения, но ваш коптер не причинил никому вреда, вы вправе сослаться в суде на малозначительность деяния (ст. 17 КоАО). Если суд или уполномоченный орган, сочтет данный аргумент убедительным, то вы будете освобождены от ответственности и ограничитесь только устным предупреждением.

В настоящий момент до конца не ясно, каким образом органы авиационного надзора отслеживают деятельность коптеров и отслеживают ли вообще.

Исходя из определения Беспилотного воздушного судна, если видеосъемка дрона будет ниже 100 метров, тогда надо получить разрешение органа гражданской авиации, а если выше, то в таком случае, это уже не Беспилотное воздушное судно, а Легкое воздушное судно.

Статья 138 Воздушного кодекса устанавливает, следующее: “Эксплуатация физическим или юридическим лицом легкого и сверхлегкого воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения данными лицами сертификата эксплуатанта воздушных судов”.

Следовательно, необходимость прохождения разрешительных процедур зависит от мощности и высоты полета вашего дрона.

Юридическая компания «Прецедент»

http://internews.kg/?p=8833