Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Неприкосновенность частной жизни – сложная тема не только для средств массовой информации, но для их правозащитников. Ведь в процессе деятельности для СМИ в любой момент может наступить реальная ответственность не только при распространении недостоверных сведений, но и, как бы парадоксально это не звучало,  за распространение достоверных сведений, если при этом причиняется вред другим нематериальным благам человека, в частности неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайнам.

 

Такое часто наблюдается в период выборных кампаний на государственные посты (президент, депутаты и т.п.), когда журналисты слишком глубоко «капаются» в частной жизни кандидатов, стараясь найти «темные пятна» в их личной жизни.

 

В данной ситуации вроде бы все оправдано, поскольку потенциальный избиратель вправе обладать максимально полной информацией о претендентах, к которым прикован интерес гражданского общества. Однако если же критерий обоснованного общественного интереса не позволяет оправдать нарушенного права на неприкосновенность частной жизни, то потерпевший  вправе будет  требовать защиты своего права  и выплаты компенсации морального вреда.

 

Закон КР «О телевидении и радиовещании» предусматривает «не разглашать информацию о частной жизни гражданина без его согласия, если эта информация не является общественно необходимой. А в  случае если суд признает, что распространение информации о личной жизни гражданина не представляет общественной необходимости, моральный ущерб и материальные убытки подлежат возмещению» (ст.37).

 

Но здесь как раз уместно напомнить, что в соответствии с законами КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» (ст.3,5) и «О средствах массовой информации» (ст.19) журналист является  творческим работником, который собирает, запрашивает, получает, анализирует, редактирует, проводит журналистское расследование и распространяет общественно-значимую информацию.  И все эти права тоже защищены законом.

 

Журналисты должны  выполнять  общественно  значимую  функцию – информировать  граждан.  Поэтому СМИ и представители гражданского общества продолжают настаивать на том, чтобы государственные чиновники всех уровней и  общественные деятели  мирились  с  большим  объемом вмешательства  в  их  частную  жизнь, в отличие от обычных  граждан.

 

«СМИ  не  могут  и  не  должны  быть ограничены  в  своих  правах,  чтобы  занимать  то  место,  которое  им предназначено  и  играть  ту  роль,  которая  им  отведена.  Любые искусственные  ограничения,  которые  вводятся  в  отношении  СМИ, должны  восприниматься  с  опасением,  поскольку  могут  лишить журналистов  важнейшей  функции –  возможности  отслеживать действия государства, критиковать его, подвергать сомнению те или иные действия чиновников». Справедливое заявление, но мне оно не принадлежит. Эти слова прозвучали в защиту СМИ на одной казахской  конференции, где обсуждались   поправки в законодательство по усилению защиты права на неприкосновенность частной жизни.

 

Разумеется,  не во всех случаях нарушения прав человека, пострадавшие привлекают журналиста к ответственности. Но, тем не менее, знать и соблюдать законы нужно!

 

Однозначно, тема, обсуждаемая в настоящем обзоре, будет всегда актуальной, так как затрагивает базовые ценности: а, именно, конституционные права человека:

  • на  неприкосновенность частной  жизни,
  • на  свободу  выражения мнения и слова,
  • на свободу получения  общественно  значимой  информации.

 

В  реальной  жизни эти права часто противоречат друг другу. Тогда и возникает главный вопрос: как определить самое приоритетное из этих прав? И есть ли готовый рецепт для журналиста: как на практике сбалансировать   противоречивость этих прав, чтобы осуществляя свое истинное предназначение, избежать   уголовного преследования?

 

Не только частная  жизнь, но личная и  семейная тайны охраняются Конституцией и национальными законами. Общепризнано,  что  государство может  вторгаться  в  эту  сферу  только  в  исключительных  случаях на основании  закона.

 

Провозглашение  основных  прав  и  обязанностей  граждан, создание условий для правовых  гарантий и осуществление их защиты является одной из основных функций Конституции Кыргызской Республики.

 

Конституция в редакции 2010 года закрепляет за человеком права «на неприкосновенность частной жизни, на защиту своей чести и достоинства» (ст.29).

Данное право человека может быть ограничено только на основании судебного решения и в соответствии с законом. При этом «каждому гарантируется защита, в том числе судебная, от неправомерного сбора, хранения, распространения конфиденциальной информации и информации о частной жизни человека, а также гарантируется право на возмещение материального и морального вреда, причиненного неправомерными действиями» (ст.29).

Человек также «имеет право на тайну переписки, телефонных и иных переговоров почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений» (ст.29), обеспечив его гарантией защиты в соответствии с законом.

Конституция содержит положение о том, что «сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации и информации о частной жизни человека без его согласия не допускается» (ст.29).

Так что же  следует понимать под словосочетанием «частная жизнь»?

Согласно Энциклопедическому словарю конституционного права под частной жизнью можно понимать все, что связано с личными интересами и делами человека.

 

В кыргызском законодательстве определение «частной жизни» отсутствует,  а вот сами «сведения о частной жизни человека, составляющие личную или семейную тайну…» подлежат защите  (ст.135 Уголовного Кодекса (УК) КР). В свою очередь ст.20 Гражданского Кодекса (ГК)  КР, которая охраняет право на тайну личной жизни, причисляет к этой тайне  еще ряд других тайн. Это: «переписка, дневники, заметки, записки, интимная жизнь, рождение, усыновление, врачебная и адвокатская тайны, тайна вкладов и т.п.».

 

Таким образом, усматривается бесконечная цепочка тайн, которые можно зачислить в частную жизнь. К перечисленному ранее, наверное,  можно добавить  еще свободу собраний, свободу совести, свободу  объединения, свободу  религии  и т.д. Такой  тайной  могут быть самые очевидные или самые невинные вещи, например, режим питания, увлечение  и многое другое.

 

Даже  в упомянутой статье 20,  перечисление тайн, входящих в личную жизнь,  не является исчерпывающим, поскольку законодатель, вероятнее всего,  не смог завершить этот список, указав в конце предложения «и т.п.». Как видим, такое толкование  очень расплывчато и, естественно, не в пользу журналистов. Получается, что содержание  и  границы  этих  тайн  определяются произвольно  самими  владельцами.  Каждый из нас на этот счет будет иметь собственное представление, и  оно будет зависеть от наших психологических характеристик    и от определенных  норм и традиций, которые существуют в нашем обществе.  Поэтому «неприкосновенность»  в обычной жизни будет широко  варьироваться  в зависимости  от  обстоятельств.

Правовое регулирование «частной жизни» устанавливает только пределы  неприкосновенности частной жизни, т.е.  пределы допустимого вмешательства в   жизнь человека.

Многие эксперты по правам человека утверждают, что частная жизнь стала  одним  из наиболее значимых прав человека в современную эпоху. Некоторые из них считают, что частная жизнь – это: область жизнедеятельности личности, которая не является достоянием общественности и регулируется правовыми нормами и нормами морали. Эта  сфера личных и неделовых  отношений  и  забот. А право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного  и семейного характера.

 

Иными  словами  частную  жизнь  составляют  те  стороны личной жизни человека,  которые в  силу  своей  свободы он не желает  делать  достоянием  других.

В переводе с английского языка («Privacy») означает неприкосновенность личной и семейной жизни, приватность, прайвеси. Иными слова – речь идет об обеспечении  запрета вторжения в частную сферу лица, т.е.  запрет разглашать личные и семейные тайны других лиц.  Почти  все  страны  мира  в своих  конституциях признают  право  на  частную жизнь.

 

Такая защита гарантирована законодательством большинства стран и международными соглашениями. В Кыргызстане вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

 

Неприкосновенность частной жизни признана и закреплена в таких международных документах как:

Международный пакт о гражданских и политических правах (Кыргызстан присоединился 12.01.1994 г.),

— Всеобщая декларация прав человека (принята в 1948г.),

— Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (принята в 1995г., Кыргызстан ратифицировал 01.08.2003 г.).

 

Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах, звучит так: «1. Никто не должен подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или его корреспонденции, или незаконным посягательствам на его честь или репутацию. 2. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.» (ст.17).

 

В  основе  современных  моделей  обеспечения  частной  жизни лежит принцип «охраны  права». В  соответствии  с  этим принципом государство  обязано  обеспечивать  законодательную  защиту всей персональной информации, касающейся граждан.  По  мнению  Комитета ООН по правам  человека «…это  право  должно быть подкреплено гарантиями от любого такого вмешательства и таких посягательств, независимо от того, совершаются ли они государственными  органами,  физическими  или  юридическими лицами.  Обязательства,  вытекающие  из  данной  статьи, требуют  от  государства  принятия  законодательных  и  других мер  для  действенного  запрещения  такого  вмешательства  и таких посягательств, а также защиты этого права» (Замечание  общего  порядка №16 к статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах).

 

Этот принцип утверждает и статья 12 Всеобщей декларации прав человека.

 

Статья 9 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека гласит:

«1. Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки.

2. Не должно быть никакого вмешательства со стороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом, и которое необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

 

Кроме международных договоров национальное законодательство  также содержит  ряд  норм, касающихся защиты частной жизни.

 

В первую очередь,  это положения Конституции КР, основного  закона страны.

Ст.29 — о неприкосновенности частной жизни, содержание статьи уже выше упоминалось.

Ст.30 —  о неприкосновенности жилища:

«1. Каждый имеет право на неприкосновенность жилища и иных объектов, находящихся у него в собственности или ином праве. Никто не может проникать в жилище и иные объекты против воли человека, в пользовании которого они находятся.

2. Производство обыска, выемки, осмотра и осуществление иных действий, а также проникновение представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, допускаются лишь на основании судебного акта».

 

Международная  практика  в  области  защиты частной  жизни  и персональных данных идет по пути принятия  специальных  законов, призванных защитить частную жизнь человека.

 

Следует сказать, что  в кыргызском законодательством (ст.50 ГК КР) неприкосновенность частной жизни относится к нематериальным благам гражданина.  А все   нематериальные блага, включая,  жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, личная и семейная тайна, возможность свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства подлежат защите.

 

Поэтому нарушение неприкосновенности частной жизни человека подпадает под защиту ст.135 УК КР.

К данной категории правонарушения относится:

  • незаконное получение или распространение сведений о частной жизни человека, которые составляют его семейную или личную тайну, без его согласия;
  • распространение сведений о частной жизни в публичном выступлении;
  • распространение сведений о лице путем публикации в средствах массовой информации или произведении.

За нарушение неприкосновенности частной жизни в соответствии с ч.1 ст.135 УК предусмотрен штраф в размере до 50 расчетных показателей (один расчетный  показатель равен 100 сомам или чуть более двух долларов).

А нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное лицом, с использованием своего служебного положения наказывается в виде штрафа в размере от 50 до 200 расчетных показателей (ч.2 ст. 135 УК).  Эта часть статьи предусматривает наличие дополнительного квалификационного признака влияющего на назначение наказания, а именно: использования лицом своего служебного положения.

 

Такое преступление,   совершается  с прямым умыслом. Виновное лицо, осознает, что нарушает права человека, гарантированные Конституцией КР, и предвидит неизбежность или возможность причинения вреда его законным интересам и правам. Примером использования  служебного  положения  может служить – продажа либо  распространение  за  определенную  плату сведений  о  частной  жизни   третьих лиц  должностным  лицом,  располагающим такими  сведениями.

 

Термин «частная жизнь» имеет достаточно широкое значение. В качестве «частной жизни» защищается не определенный вид действий, а сфера, к которой могут быть отнесены любые обстоятельства и действия.

 

Законодательство запрещает сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о частной жизни лица без его согласия, кроме случаев прямо указанных в законе. На государственные органы власти и управления, предприятия и организации, коммерческие и общественные организации и предприятия, а также на граждан возлагается обязанность соблюдать установленный порядок при осуществлении деятельности по созданию, накоплению, хранению, передаче и распространению информации. Государственные органы и другие владельцы информационных ресурсов несут ответственность «по защите конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных в информационных системах» (ст.19 закона КР «Об информатизации»). «Лица, права или интересы которых нарушены собственником или пользователем информации, вправе требовать восстановления прав и возмещения ущерба в судебном порядке» (ст.12 закона КР «Об информатизации»)

 

Все государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и должностные лица не вправе предоставлять информацию, содержащую государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информацию с ограниченным доступом(ст.9 закона КР «О гарантиях и свободе доступа к информации»).

Государственные служащие обязаны сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Сбор и внесение в личные дела сведений о политических и религиозных взглядах государственных служащих, о его частной жизни запрещаются (ст.7,19 закона КР «О государственной службе»).

При рассмотрении обращения граждан не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия (ст.11 закона КР «О порядке рассмотрения обращений граждан»).

 

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики частная жизнь отнесена к конфиденциальной информации, содержащей охраняемую законом тайну других лиц. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления несут ответственность за разглашение конфиденциальной информации, содержащей охраняемую законом тайну других лиц (ст.5 закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики»).

 

Законодательство, охраняя тайну частной жизни, предусматривает, что работа с персональными данными должна осуществляться  с соблюдением прав на неприкосновенность частной жизни и свободу слова (ст.5 закона КР «Об информации персонального характера)».

 

Составными  элементами  частной  жизни  выступают конфиденциальные  сведения, касающиеся  лично  человека, а также членов его семьи и близких родственников. Например: неприкосновенность  жилища, право на собственное изображение, исповедь, пристрастия, честь и доброе имя, деловая репутация, персональные данные, информация о  здоровье и  скрытых физических недостатках, тайна  переписки,  телефонных переговоров, почтовых и телеграфных  сообщений  и другие сведения.

Например, ст.13 Уголовно-процессуального Кодекса (УПК КР) устанавливает неприкосновенность жилища. «Гражданам гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц…».

Также «Никто не вправе публиковать и распространять опубликованное изображение какого-либо лица (картина, фотография и т.п.) без согласия этого лица»  т.19 ГК  КР — право на собственное изображение). Исключение возможно, когда опубликование и распространение изображения связано с требованиями суда, органов дознания и следствия, когда фотографирование или получение изображения иным способом произведено в публичной обстановке.

 

Представляется правильным, что изображение обстоятельств частной жизни недопустимо, если оно выставляет частную жизнь затронутого лица на обозрение общественности без оправданного интереса. Но, чаще всего, в объектив попадает политик, чиновник, «известная» личность или лицо, претендующее на некую должность в структуре государства. Одним словом, это лица, к которым общественность проявляет особый интерес.

 

Граждане   имеют право на охрану тайны личной жизни, а именно: «тайны переписки, дневников, заметок, записок, рождения, усыновления, интимной жизни, врачебной или адвокатской тайны, тайны вкладов и т.п.» Раскрытие тайны личной жизни возможно лишь в случаях, установленных законом (ст.20 ГК  КР).

 

Личные тайны, доверенные представителям ряда профессий для  защиты  прав  и  законных  интересов  граждан,  являются профессиональными тайнами. К ним    относятся: врачебная (медицинская) тайна, тайна судебной защиты, тайна предварительного следствия, усыновления, нотариальных действий и некоторых записей актов гражданского состояния, банковская и коммерческая тайна, а также другие тайны.   Законодательство  не  может  вторгаться  в  эту сферу,  оно  призвано  ограждать  ее  от  любого  незаконного вмешательства.

 

Если  соответствующим  лицам (например, судьям, работникам социальной сферы, врачам, нотариусам) стали известны  какие-либо  факты,  составляющие  личную или  семейную тайну, они не должны разглашать их. В противном случае виновные лица понесут установленную законом ответственность.  У  каждого  человека  есть  еще конституционное право  на защиту своей чести и достоинства.

 

Национальное законодательство  гарантирует гражданину конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну (Закон КР «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике», ст.73 и 96).

 

В содержание врачебной тайны включается информация о факте обращения за медицинской помощью и сведения о состоянии здоровья.

А это:

  • информация, содержащаяся в медицинских документах пациента,
  • результаты обследования,
  • проведенное искусственное оплодотворение,
  • наличие заболевания,
  • диагноз и прогнозы,
  • методы лечения и связанные с ними риски,
  • возможные варианты медицинского вмешательства, их последствия и результаты проведенного лечения,
  • наличие у лица психических и физических  недостатков,
  • результаты медицинского обследования лиц, вступающих в брак, по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи,
  • наличие вируса иммунодефицита человека,
  • факт обращения за психиатрической помощью и лечение,
  • наличие у гражданина психического расстройства,
  • иные сведения, связанные с состоянием психического здоровья.

 

Все это относится к врачебной  тайне и регулируется законами КР:

1.  Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике, ст.73,91.

2. О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации,  ст.9,20.

3. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании, ст.9,46.

4. Семейный Кодекс КР, ст.16.

За  разглашение врачебной тайны наступает уголовная ответственность в соответствии со ст.145 УК КР в виде штрафов либо  лишения свободы с максимальным сроком до трех лет.

 

Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан также образует состав преступления по ст.136 УК КР. Однако сложность  информационных  технологий  стремительно   растет. Появляются новые  возможности  сбора, анализа и распространения информации  о  частных  лицах.  Следовательно, угроза вторжения  в частную жизнь тоже возрастает, а действующее законодательство – «не успевает» усиливать защиту. Например, информацию  о  пользователях  Интернета  собирают компании, применяя различные «шпионские» программы, поскольку этими данными активно интересуются рекламные агентства,  менеджеры  сетевых  магазинов,   спамеры,  маркетологи, и такую базу можно выгодно продать. Одним словом, право  на  неприкосновенность частной жизни в Интернете практически незащищено.

 

Предприятия связи всех форм собственности обязаны принимать необходимые организационно-технические меры по защите информации. Обязательства операторов связи и интернет-провайдеров по сохранению тайны своих пользователей оговариваются в  законе КР «Об электрической и почтовой связи» (ст.21). «Тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных, а также других сообщений, которые передаются средствами связи, охраняется Конституцией и настоящим Законом. … Вскрытие и осмотр почтовой корреспонденции и документальных сообщений, получение необходимых справок о них, осуществление контроля за техническими каналами связи, в том числе прослушивание телефонных переговоров на предприятиях связи всех форм собственности запрещаются, кроме предусмотренных случаев …».

Один из таких законодательных случаев – это  борьба  с  преступностью, когда  правоохранительные органы в этих  целях вправе контролировать переписку, телефонные переговоры, телеграфные  и  иные  сообщения  граждан.  Законодательство  регламентирует  основания  и  порядок совершения действий, ограничивающих указанные права.

 

Проведение  оперативно-розыскных  мероприятий допускается  только  на  основании  закона  КР «Об  оперативно-розыскной  деятельности». Запрещается должностным лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, без согласия граждан разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, ставшие им известны в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст.6).

 

При проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществление следственных действий операторы связи могут ограничивать пользователей услугами связи. Так в соответствии со ст.21-1 закона КР «Об электрической и почтовой связи» операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи,  а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач. А еще они обязаны принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения оперативно-розыскных   мероприятий, приостанавливать оказание услуг связи   на основании письменного мотивированного решения одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Операторы мобильной сотовой связи обязаны приостановить работу мобильного устройства, если его международный идентификатор включен в реестр похищенных мобильных устройств.

 

Должностные лица и иные работники предприятий почтовой связи, допустившие нарушения   тайны почтовой связи, привлекаются к ответственности. Тайну почтовой связи составляет информация:

  • об адресных и иных данных пользователей услуг почтовой связи,
  • о почтовом отправлении или сообщении,
  • о денежном переводе,
  • о содержании самого почтового отправления   либо денежного перевода.

Однако вся эта информация может быть затребована правоохранительными органами, с санкции прокурора.  Запросить сведения о денежных  переводах    может еще уполномоченный орган по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем (ст.27 закона КР «О почтовой связи»). Это возможно только по основаниям,   заложенным в законе КР «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

 

Запрещается нарушать тайну переписки и разглашать содержание корреспонденции или других почтовых отправлений (ст.14 закона КР «О почтовой связи»).

 

Работники нотариальных контор тоже обязаны хранить в тайне сведения о личной жизни граждан (совершение нотариальных действий, содержание  акта дарения имущества и т.п.). Например, нотариус не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его составления, отмены или изменения (ст.1135 ГК КР).

Выдача справок о нотариальных действиях и документов допустима по требованию суда, прокуратуры, органов следствия по уголовным и гражданским делам (ст.7 закона КР «О нотариате»). И в тоже время закон обязывает нотариуса без каких-либо препятствий передавать в налоговую инспекцию справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан (ст.21).

 

Не подлежат разглашению  некоторые  записи актов гражданского состояния, например,  тайна усыновления (удочерения) и изменение даты и места рождения усыновленного ребенка (ст.141,145 Семейного Кодекса КР, ст.49 закона КР «Об актах гражданского состояния»). Ответственность за   разглашение этой информации предусмотрена уголовным законодательством (ст.160 УК КР). Наказание в виде штрафа в размере до пятидесяти расчетных показателей.

 

Запрещается сбор сведений о принадлежности работника к политическим партиям, движениям или религиозным организациям, а также сведений о частной жизни работника (ст.64 Трудового Кодекса КР).

 

Законодательством предусмотрены процессуальные гарантии охраны тайны личной жизни.

 

Так, в соответствии со ст.254 УПК КР и ст.183 ГПК КР оглашение в суде переписки и телеграфных сообщений допустимо лишь с согласия лиц, между которыми эти переписка и телеграфные сообщения велись. Такие же правила применяются и при исследовании звуко- и видеозаписей, носящих личный характер.

 

«В целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство» (ст.254 УПК КР) судебное разбирательство по уголовным  делам должно быть закрытым. В гражданском судопроизводстве для сохранения сведений о частной жизни граждан и другой охраняемой законом тайны рассмотрение дел проходит в закрытых заседаниях (ст.12 ГПК КР).

 

Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были разглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства частной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст.184 УПК КР). А присяжные заседатели обязаны не разглашать сведения, ставшие известными им во время  судебного заседания (ст.32-2 УПК КР).

 

Адвокат не может допрашиваться как свидетель об обстоятельствах ставших ему известными в связи с  обращением граждан за юридической помощью или ее оказанием (ст.60 УПК).  Адвокатской тайной являются  сведения о преступлении, соучастниках, личной жизни обвиняемого, полученные адвокатом из материалов уголовного или гражданского дела в ходе защиты. Частные детективы и частные детективные предприятия обязаны не разглашать полученную информацию, не использовать ее в своих личных целях и не передавать ее третьим лицам (ст.6 закона КР «О частной детективной и охранной деятельности в КР»). Им запрещается собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц (ст.14).

 

В завершении обзора необходимо сказать, что в настоящей работе освещена большая часть законодательных документов по вопросам, связанным с защитой неприкосновенности частной жизни и доступом к этой информации. На мой взгляд, этого вполне достаточно для понимания, что действующее законодательство не позволяет установить четких границ сферы частной жизни, за которые не вправе проникать общественный интерес.

 

Также  следует отметить, что из  всех  прав  человека,  которые  известны  в  международном законодательстве,  неприкосновенность частной жизни  сложнее  всего  определить содержание  и разграничить интересы  отдельной  личности  с  интересами других лиц, общества и государства. Возможно поэтому в Кыргызстане судебная практика защиты неприкосновенности  частной  жизни не  получила  широкого распространения.

 

В международном  праве  тоже нет  однозначных  рецептов разрешения       противоречивости интересов: право на частную жизнь и право на получение информации.  Однако существует  международный  опыт  регулирования  понятия

«публичное  должностное  лицо».  У таких  должностных лиц   границы частной жизни сильно сужаются. Общество  должно  быть  достаточно  проинформировано  о действиях таких лиц, чтобы составлять свое мнение о том, может ли оно доверять тому или иному чиновнику, поскольку от их действий и решений зависит  благополучие  рядовых  граждан.

 

В  этой  связи они должны  осознавать возможность  более  пристального  внимания  к  себе  со  стороны институтов  гражданского общества,  соблюдать основные принципы нравственности и уважения к этическим ценностям. К  ним  всегда будет  приковано  дополнительное  внимание.

 

Изучив собранную информацию из разных источников по данной теме, я обобщила некоторые мнения и высказывания специалистов в области массовых коммуникаций и медиа права по дальнейшему разрешению   имеющихся противоречий в этой области и совершенствованию законодательства. С ними можно соглашаться либо не соглашаться в целом или только в какой-то части. На мой взгляд, более реалистично выглядит предложение №3.

 

В итоге вот что предлагается:

  1. Укрепление  законных  мер  защиты  права  человека  на  тайну частной  жизни  должно  вестись  параллельно  с  укреплением  права общества  на  получение  общественно  значимой  информации.
  2. Освободить  журналистов  от  ответственности за  посягательство  на  частную  жизнь, поскольку они  должны  иметь достаточные  возможности   заниматься  своей профессиональной деятельностью без каких-либо ограничений и   давлений.
  3. Ввести в систему права понятие «публичное лицо» или «публичная фигура» по  примеру  развитых  демократических  стран и закрепить принцип,  согласно  которому  в  отношении  представителей  власти должно  допускаться  больше критики.
  4. Не распространять    правила  невмешательства  в  частную жизнь  на государственных чиновников и   публичных должностных лиц, поскольку,  вступая  в  должность,  эта категория людей берет  на  себя  повышенную ответственность, в том числе и моральную.