Термин «электронное обращение» появился в законодательстве совсем недавно.  В июле прошлого года в закон КР «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 4.05.2007г. были внесены изменения, где электронное обращение теперь приравнивается к письменному обращению. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2014 года.

 

Понятие «электронного обращения» означает любое обращение заявителя, поступившее на официальный адрес электронной почты государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

 

Электронное обращение граждан может быть на государственном, официальном или любом другом языке народов республики. Ответы на письменные обращения граждан даются на языке обращения. В случае невозможности дать ответ на языке обращения используется государственный или официальный язык КР.

 

Для приема электронных обращений граждан государственные органы и органы местного самоуправления регистрируют в сети Интернет официальный адрес своей электронной почты. Адрес электронной почты  должен быть размещен на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления. А если такой отсутствует, то адрес размещается на официальном сайте Правительства КР.

 

При обращении  по  электронной почте в обязательном порядке необходимо указывать наименование госоргана или органа местного самоуправления, в который направляется обращение, либо Ф.И.О. соответствующего должностного лица. Допускается и указание только должности уполномоченного чиновника.

 

Граждане  в своем электронном обращении должны указать  свою фамилию, имя, отчество, а также контактные данные: адрес проживания и номера телефонов (домашний, мобильный или рабочий). Любое электронное обращение должно содержать точную суть обращения.

 

Письменное (электронное) обращение подлежит обязательной регистрации в течение одного дня с момента поступления в госорган, орган местного самоуправления или   должностному лицу (исполнителю), в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. В течение 3 рабочих дней после поступления обращения  исполнитель направляет гражданину электронное сообщение-уведомление о принятии обращения к рассмотрению. В сообщении-уведомлении указывается  дата и время поступления обращения, его входящий номер и соответствующие номера телефонов  для получения заявителем необходимых справок. Далее электронное обращение распечатывается, и дальнейшая работа с ним ведется в установленном законом порядке.

 

В ходе рассмотрения электронного обращения должностное лицо вправе уточнять суть обращения путем электронной переписки или по телефону, указанному в обращении. Если лицу, рассматривающему обращение, не удается связаться с заявителем, дальнейшее рассмотрение обращения прекращается, о чем сообщается заявителю в письменной форме.

 

Решение по обращению должно быть мотивированным, со ссылкой на конкретные правовые акты, и содержать указание о порядке его обжалования. При ответе на обращение должностное лицо вправе прикладывать к электронному обращению копии электронных документов либо отсканированные, указывать электронные адреса в сети Интернет, где размещены электронные файлы (электронные документы, фото- и видеоматериалы).

 

Кроме электронного ответа уполномоченное должностное лицо  обязано направить гражданину письменный ответ.

 

В случае если решение поставленных вопросов в письменном (электронном) обращении относится к компетенции нескольких государственных органов или органов местного самоуправления, то копия обращения направляется в адрес этих органов в течение пяти дней со дня регистрации.

 

Письменное (электронное) обращение граждан  рассматривается в течение 14 дней со дня регистрации. В случаях если для разрешения вопроса заявленного в обращении необходимо проведение специальной проверки (экспертизы), истребование дополнительных материалов, либо принятие других мер, сроки разрешения жалоб могут быть продлены, но не более чем на 30 дней, и только в порядке исключения. Решение об этом принимается руководителем госоргана или органа местного самоуправления и сообщается заявителю в письменной (электронной) форме.

 

В случае отказа в рассмотрении электронного обращения заявителю направляется ответ с указанием обоснования причин отказа.

 

Государственный орган или орган местного самоуправления вправе не рассматривать электронные обращения, если они:

1) содержат ненормативную лексику и оскорбительные высказывания,

2) призывают к свержению существующего государственного строя и разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни,

3) угрожают жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи,

4) не содержат сведений, требуемых при заполнении электронного обращения.

 

Решение о прекращении рассмотрения обращения сообщается заявителю.

 

Письменное обращение гражданина, в котором не указана фамилия  заявителя признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Если в обращении обжалуется судебное решение, то оно подлежит возврату заявителю с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

 

Любое решение, принятое по обращению, или  незаконные действия (бездействия) должностного лица в процессе рассмотрения обращения  могут быть  обжалованы в соответствии с законодательством КР. Должностные лица не вправе ущемлять права, свободы и законные интересы граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы или органы местного самоуправления.

 

Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством КР.

 

Надежда Алишева, Медиа эксперт Института Медиа Полиси.