Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Роза Мырзабекова, глава Ассоциации родителей Кыргызстана

Недавно, по случаю майских праздников, у нас дома были гости: 6 взрослых и 5 детей. Когда шум играющая ребятня стала мешать взрослым общаться, детям были предложены разные электронные «игрушки»: телевизор с DVD-дисками, планшет, iPod, компьютер с безлимитным интернетом и восемь сотовых телефона с разными возможностями. Наступила долгожданная тишина: дети были предоставлены сами себе, взрослые, наконец, смогли продолжить беседу. Думаю, ситуация знакомая для многих, но что же в ней меня смущает?

Во-первых, задумывались ли Вы о том, что именно смотрят или делают в Сети ваши дети? В Кыргызстане, по данным исследования ECPAT International, «дети входят в Интернет, чтобы пообщаться с друзьями — 42%, скачать игры — 20%, музыку и фильмы — 17%, рефераты и домашние задания — 10%, новости — 9%. Около 22% блуждают по сайтам — знакомятся с новыми друзьями, убивают время, сканируют приколы и прочее». Однако также было выявлено, что около 3% детей используют Всемирную паутину с целью просмотра порносайтов. Более того, 11% подростков ответили, что многие из их друзей посещают разные сайты с целью увидеть порно.

Я, как и многие родители, думала, что дети в Сети читают различные статьи, требуемые по школьным программам, и воспринимала интернет исключительно как источник дополнительного образования. И, в следующий раз, когда Вы решите отдать вашего ребенка непредсказуемой «киберняне», задумайтесь, что будет с ним, оказавшемся под влиянием различной, не контролируемой информацией, и с какими изменениями и последствиями в детском поведении Вы можете столкнуться.

Во-вторых, я обратила внимание, что дети, беспорядочно кликая пультом от телевизора, выбрали для просмотра далеко не детский фильм, но телевизор был фоном для них. Основным интересующим фактором стали для них планшет и компьютер. Старший ребенок бороздил сети мировой паутины, и наряду с интересующей его информацией, всплывали рекламные баннеры эротического содержания, новостные сайты пестрили фотографиями и видео с мест военных действий, призывами нажать кнопочку и поиграть в различные онлайн игры. Как во всем этом информационном потоке определить, что полезного ребенок может получить в Cети, и с какими киберугрозами он может столкнуться?

Известный американский детский психолог Гордон Ньюфелд считает, что с развитием Интернета все больше технологий оказывается в руках детей. Этот естественный процесс развития невозможно регулировать. Если принимать меры по отказу в доступе к данным технологиям, мы лишаем ребенка, не только в возможности получать разную информацию, но и в естественном развитии ребенка в мире ИТ-технологий. Для современных детей даже телефон, помимо прямых его функций, является средством в социализации.

Надо понимать, что для современного подростка жизненно необходимо иметь доступ к Cети. Это, возможно, новая форма социализации современных детей в Кыргызстане. Также из-за нехватки учебников в школе, старого учебного материала, даже из-за простого желания знать и читать больше, дети устремляются в интернет. Но как показывает статистика, в большей части, младшее поколение в интернете ищет общения: «Дети очень часто пользуются чатами, где самые распространенные предложения — встретиться или поговорить о сексе. 43% опрошенных детей в Кыргызстане сказали, что они или их друзья ходили на свидания с незнакомцами из Интернета». При этом новые знакомые оказывались совсем не такими внешне, какими описывали себя — 77%, старше возрастом — 8%, не того пола — 7%, предложили сексуальную связь — 5%, случилось насилие на встрече — 5%.

Полное доверие или отсутствие контроля со стороны родителей к современному информационному контенту для взрослых, вера в хорошее поведение своих детей, уверенность в том, что школа должна учить ребенка всему, что пригодится в жизни, а также отсутствие мер со стороны государства по защите детей в информационном пространстве, приводит к тому, что наши дети сталкиваются огромным количеством вредоносной информации.

В Кыргызстане 45% населения страны – это люди в возрасте до 18 лет. Психологи и социологи говорят, что ребенок до 11 лет как «губка» впитывает любую информацию, т.к. он в силу возрастных особенностей не умеет «фильтровать» предоставляемую ему информацию. Когда они становятся подростками, попытки научить новым социокультурным нормам и моделям поведения практически не дают результата.

На мой взгляд, решением ситуации может стать комплекс следующих мер:

В школах на уроках по информатике и классных часах обсуждать вопросы кибербезопасности. Приглашать консультантов от неправительственного сектора, специалистов.

В рамках аналитического документа «Подходы к выработке государственной политики в сфере защиты детей от вредоносной информации» правительству Кыргызстана был предложен ряд мер по обеспечению безопасности детей в информационной среде. Главным тезисом является проведение мер по изменению существующих законов о СМИ, телевидении и др. в рамках перехода в 2015 году на цифровое телевещание.

Бизнес, понимая необходимость сотрудничества с обществом, а также в рамках предоставления качественных услуг, уже сейчас готов консультировать пользователей о безопасном потреблении услуг. Например, Намба готова рассматривать поступающие жалобы на их портал.

Родителям необходимо уделять больше внимания досугу детей, общаться с ними, также обсуждать вопросы кибербезопасности. Современным родителям, чтобы не отставать от своего «развитого» ребенка необходимо тоже постоянно учиться новым информационно-коммуникационным технологиям, поскольку понимать интерес детей можно лишь в том случае, если самому сначала попробовать и протестировать новую технологию. Дружить и общаться с ребенком, закладывать ценности, навыки фильтрования плохой и хорошей информации. И начинать с самого простого, спрашивать у своего интернет провайдера и кабельного оператора как установить фильтры в сети, настройки на транслируемых каналах и в телевизоре.

http://kiber.akipress.org/news:108