Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Национальной Стратегией Устойчивого Развития КР на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента КР от 21 января 2013 года проект перехода на цифровое вещание определен как один из приоритетных национальных проектов. Перед Правительством КР поставлена важная задача — до 2017 года обеспечить доступ населения к цифровому телевидению в любой точке страны.

Переход на цифровое телерадиовещание в КР напрямую связан с вопросами обеспечения информационной безопасности страны, а также с вопросами удовлетворения потребностей населения в доступе к информации через качественное вещание. Телевидение в Кыргызстане – основной источник общественно значимой информации, традиционно считается главным инструментом формирования информационного и культурного пространства страны. Поэтому переход на цифровое телерадиовещание — это не только технический, а в большей степени социальный, культурный, экономический и политический вопрос.

В этой связи Правительству КР следует самое пристальное внимание уделить затянувшемуся процессу принятия законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР (в Законы КР «Об электрической и почтовой связи», «О лицензионно-разрешительной системе в КР», «О телевидении и радиовещании»).

Соответствующий Проект закона уже разработан рабочей группой в соответствии с Программой перехода на цифровое телерадиовещание в КР и зарегистрирован в Жогорку Кенеше КР 29 мая 2015 года. Целью законопроекта является создание правовых условий для успешного перехода на цифровое вещание, создание благоприятной нормативной правовой базы для развития рынка цифрового вещания с учетом новых технологий, которые позволят расширить услуги и повысить их конкурентоспособность,  создать условия для развития долгосрочного бизнеса в отрасли телекоммуникаций,  обеспечить гармонизацию в свете перехода на цифровое вещание национального законодательства с международным законодательством, ввести в законодательство новые термины и откорректировать и уточнить уже существующие.

Законопроект неоднократно обсуждался с участниками рынка, экспертным сообществом. 19.11.2014 года состоялись парламентские слушания, 10.12.2013 г., 01.04.2014 г., 30.05.2014 г. состоялись круглые столы и обсуждения с участием государственных республиканских и областных, частных телерадиокомпаний, операторов связи, международных организаций и медиа-экспертов.

В связи с вышесказанным считаем, что подписание проекта Соглашения между Правительством КР и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области массовых коммуникаций (далее – Соглашение), выставленного на официальном сайте Министерства культуры, информации и туризма КР, является несвоевременным и нецелесообразным.

Помимо указанных причин, следует отметить, что данный проект Соглашения не отвечает принципу равноправности, в то время как любое межправительственное соглашение должно быть заключено на равноправной и взаимовыгодной основе, с учетом интересов всех сторон данного соглашения. КР является участником Содружества Независимых Государств и на нее распространяют действие различные нормативные правовые акты, принимаемые органами СНГ. Одним из них является Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности (далее – Концепция). В Концепции одним из основных принципов сотрудничества в сфере информационной безопасности является осуществление разработки и выполнения совместных мероприятий по обеспечению информационной безопасности на равноправной основе, с учетом и обеспечением гармонизации интересов государств, с соблюдением норм международного права, требований нормативных правовых актов СНГ и законодательств государств-участников СНГ, с реализацией взаимной ответственности человека, общества и государства.

Хотя вышеуказанное соглашение и содержит положения, которые направлены на создание благоприятных условий для широкого и свободного взаимного обмена и распространения информации в сфере радио- и телевещания, печатных и электронных средствах массовой информации. Однако, такие благоприятные условия фактически создаются только для одной из сторон Соглашения – Российской Федерации, в лице эфирных телеканалов «Первый канал. Всемирная сеть» и «РТР-Планета», которые не только отдельным пунктом упоминаются в преамбуле соглашения: “…отмечая особую роль, которую сыграли эфирные телеканалы «Первый канал. Всемирная сеть» и «РТР-Планета» в укреплении дружбы между российским и кыргызским народами, в развитии информационного и культурного сотрудничества между двумя странами, в содействии укреплению экономических и хозяйственных связей…”, но их статус закрепляется отдельной статьей 6 Соглашения: “Стороны создают дополнительные условия для развития деятельности эфирных телеканалов «Первый канал. Всемирная сеть» и «РТРПланета» на территории КР в рамках особого статуса. К деятельности указанных телеканалов на территории КР не применяются установленные законодательством КР ограничения в отношении иностранных средств массовой информации, а также ограничения в области русского языка и использования российского контента. При этом коммерческая деятельность на данных телеканалах осуществляется при условии привлечения кыргызских партнеров, в том числе путем создания совместных предприятий”.

Содержание статьи 6 проекта Соглашения, которая является центральной нормой во всем документе наглядно показывает, что она не преследует цель защиты интересов Кыргызстана. Данная статья предоставляет «особый статус» российским каналам и освобождает их от ограничений, предусмотренных для всех СМИ, в том числе и кыргызстанских, в виде необходимости соблюдения языкового и контентного ограничения. При этом в тексте Соглашения не говорится ни о телеканалах КР, которые также имеют «особый статус» на территории Российской Федерации, ни о предоставлении каких либо преимуществ на территории Российской Федерации кыргызстанским СМИ.

В этой связи Правительству КР и Жогорку Кенешу КР важно активизировать и ускорить процесс реализации национального проекта по переходу на цифровое вещание и оказать содействие принятию законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР (в Законы КР «Об электрической и почтовой связи», «О лицензионно-разрешительной системе в КР», «О телевидении и радиовещании»).

ОФ «Центр Медиа Развития»

ОФ «Институт Медиа Полиси»

ОО «Журналисты»