Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В Киргизии некоторые преступления из разряда уголовных переведены в категорию административных правонарушений. В том числе, теперь нельзя привлечь к уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов, которые при задержании лица «совершившего преступление» умышленно нанесут такому лицу тяжкие увечья.«Умышленное причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление», — влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати, до двадцати расчетных показателей, на должностных лиц – от пятидесяти до ста расчетных показателей (один расчетный показатель равен ста сомов или 2,6 доллара США). Так гласит новая статья Кодекса об административных правонарушениях Киргизии.

Мнение первое: «В Киргизии легализовали пытки»

По сему выходит, что теперь кыргызстанцам надо готовиться к тому, что их будут бить. Причем бить будут жестко. Теперь милиционеры и иные силовики могут на вполне законных основаниях выбивать нужные показания. Такое мнение высказала бишкекский адвокат Любовь Иванова. Юрист с 32-летним стажем, из которых семь она проработала судьей, а двадцать пять – адвокатом, считает, что данное нововведение развязывает руки сотрудникам правоохранительных органов.

Л. Иванова: — Если нет единообразия правоприменительной практики, нет постановления пленума Верховного суда или разъяснения соответствующего комитета парламента республики, то каждый практикующий юрист трактует предлагаемый ему закон по своему разумению. Как он мыслит или как он понимает. Так вот, как будут понимать эту статью наши «доблестные» сотрудники милиции, когда они при задержании кого-либо причинят ему вред, причем вред немалый, гадать не стоит.

Я полагаю, просто-напросто необходимо обратиться в Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству и законности Жогорку Кенеша (парламента Киргизии), чтобы они разъяснили данные правовые нормы. Без этого потом нельзя будет бороться с кем-либо из этих «товарищей», которые будут кого-либо задерживать, и оправдывать свои действия данным законом.

Фергана.Ру: — Можно ли считать, что в том виде, в каком данный закон сейчас издан, пытки в Киргизии переведены в разряд легальных?

Л. Иванова: — Да, легализованы! Теперь можно умышленно причинить вред здоровью, надавать тумаков, считая это абсолютно необходимым. И это не будет являться противоправным действием, потому что можно заявить, что при задержании или непосредственно после задержания, задержанный в шоковом состоянии, раз пять ударился головой об асфальт.

Фергана.Ру: — Неужели все так плохо, раз человека могут вот так, запросто избить, мотивируя, что он при задержании оказал сопротивление?

Л. Иванова: — Здесь, наверное, в большей степени зависит от добросовестности адвоката. Если пригласили адвоката сразу после задержания, и он узрел телесные повреждения, то он при первом же допросе должен указать, что, где и как повреждено у его подзащитного.

Фергана.Ру: — А Вы сами верите в честность наших адвокатов?

Л. Иванова: — Нет, конечно. В девяноста пяти процентах случаев привлекаются «карманные» адвокаты.

Фергана.Ру: — Тогда чем чреват нынешний закон? Какие последствия следует ожидать?

Л. Иванова: — Тем, что в Киргизии теперь узаконены пытки. Вы же сами прекрасно это понимаете, но хотите получить подтверждение практикующего юриста…

Мнение второе: «Законы у нас хорошие, плохие исполнители»

Один из классиков еще в 18-веке сказал, что «законы у нас святы, да исполнители – лихие супостаты». Этим-то супостатам и придется исполнять новый закон – просто потому, что больше некому. Такого мнения придерживается юрист и аналитик Алмаз Эсенгельдиев. Руководитель общественного фонда «Войс оф фридом» полагает, что дело не в том, как написан закон, а в слабости, и порой в полном отсутствии специальных знаний у сотрудников правоохранительных органов.

А. Эсенгельдиев: — Я не вижу ничего страшного в этой норме закона. Речь идет о правомерных действиях лиц, исполняющих свои обязанности по задержанию лица, совершившего преступление.

Фергана.Ру: — То есть, если человеку пробили череп при задержании, он в коме, жив, его не убили. Это правильно?

А. Эсенгельдиев: — Если это правомерно, то почему бы и нет.

Фергана.Ру: — А как доказать правомерность?

А. Эсенгельдиев: — Но ведь в законе написано, что превышением будет считаться явное несоответствие средств и методов задержания опасности деяния лица, его совершившего, а также обстоятельствам его задержания.

Фергана.Ру: — У меня вопрос к обоим юристам – вам часто доводилось присутствовать при задержании человека, вашего подзащитного?

А. Эсенгельдиев: — Ну, я примерно знаю, как это происходит. Но я же не милиционер.

Л Иванова: — При задержании, практически нет. Очень редко.

Фергана.Ру: — А как можно определить в таком случае, если адвоката нет рядом, насколько правомерными методами задерживался человек, и насколько правомерно было умышленное причинение «тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью»?

Л. Иванова: — У милиции ведь есть внутренние инструкции, приказы, которыми они должны руководствоваться при задержании, аресте. И там указаны, как они должны вести себя. Наверное, в соответствии с этими инструкциями и должны быть их действия.

А. Эсенгельдиев: — Следует исходить из того, что в законе всегда пишутся правильные вещи. Другое дело, фактическое его исполнение. Как правило, сотрудники милиции сейчас недостаточно образованы, нет как раньше курсов повышения квалификации, или каких-то обучающих семинаров. Нет, такого как раньше, тщательного отбора по морально-психологическим качествам. Соответственно в отсутствии этих критериев эти люди и закон смотреть не будут, а теперь, узнав о новых статьях, руки у них развяжутся. Да и большинство граждан сами неграмотны в этом отношении, и не знают законов.

Фергана.Ру: — Значит, Вы согласны с тем, что этой статьей в Киргизии легализовали пытки?

А. Эсенгельдиев: — Я бы сказал не пытки, а причинение вреда здоровью.

Как бы там ни считалось, с пытками или без таковых, но забить теперь человека можно на вполне законных основаниях. А квалифицируют ли это как пытки или как причинение вреда здоровью, зависит от компетенции и настырности адвоката. Во всяком случае, за четырехлетний срок существования в киргизском Уголовном кодексе статьи, предусматривающей ответственность за «пытки» не был осужден еще ни один «мучитель».

Теперь, согласно новому закону, кыргызстанцы будут гадать, что было к ним применено – пытки или умышленное причинение вреда здоровью. В любом случае, хрен редьки не слаще.

С юристами беседовал Улугбек Бабакулов, журналист, член экспертного совета ИА «Фергана.Ру»

Источник: www.fergana.ru