Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Репортаж по праву считается королем журналистских жанров. Писать его сложно, но хорошо написанный репортаж остается в памяти читателей надолго. Мы собрали советы известных немецких журналистов о том, как найти тему для репортажа, подготовиться и выбрать героя и как вести себя во время сбора информации. В общем, как написать репортаж так, чтобы о нем уже никто никогда не забыл.

Как найти тему для репортажа

Хороший репортаж не обязательно рассказывает об эпохальных событиях, катастрофах или известных всему миру людях.

Хеннинг Зусебах Хеннинг Зусебах

«Самые интересные темы лежат у вас под ногами», – уверен немецкий репортер газеты Die Zeit Хеннинг Зусебах (Henning Sußebach). «Повседневность, описание нормальных, ничем не примечательных вещей – вот чего не хватает в журналистике. Например, почему бы не узнать, о чем думает двадцатилетний солдат Бундесвера, который записался на службу в Афганистане? Что расскажет о богатой и сытой Германии бомж, собирающий бутылки на улице?»

Как выбрать героя репортажа

При выборе героя репортажа нужно проводить кастинг, точно так же, как это делают при съемке фильма, уверен Зусебах. Многие люди, о которых журналист хочет написать, вовсе не считают себя потенциальными героями репортажей, их жизнь для них не является чем-то, выходящим за привычные рамки. Поэтому сам репортер должен быть абсолютно убежден в том, что это – именно тот человек.

Герой репортажа должен вдохновлять журналиста. Зусебах часто общается с тремя-четырьмя потенциальными героями, прежде чем остановить свой выбор на одном из них. «Важно не только то, о чем может рассказать человек, но и то, как он рассказывает, может ли он свободно выражать мысли при общении с журналистом или уходит в себя», – говорит Зусебах. «И, конечно, сам человек должен быть мне хоть немного симпатичен. Ведь я собираюсь провести с ним немало времени, я должен настолько погрузиться в его жизнь, чтобы написать то, о чем не видно со стороны».

Если выбор героя оказался удачным, то можно написать то, о чем никто не знал, считает Зусебах: «Получаются сильные истории: бездомный рассказывает о том, как важно во время сна не убирать руки в спальный мешок, потому что иначе он не сможет себя защитить, если на него нападут. А молодой солдат, вернувшийся из Афганистана, рассказывает отцу о войне – все не так, как было раньше!»

Как писать репортаж

При работе над репортажем руководитель отдела репортажей немецкого журнала Focus, Бернхард Боргест (Bernhard Borgeest) советует придерживаться следующих правил:

— Без подготовки не обойтись! Журналист должен иметь максимально полное представление о теме репортажа. С другой стороны, журналист должен уметь быть наивным и задавать простые вопросы. Многие вещи откроются с новой стороны.

— Самый важный вопрос: «Почему?»

— Репортаж живет за счет конкретных описаний конкретных действий. Идите туда, где что-то происходит. Вы всегда должны быть в эпицентре событий.

— Подробно передавайте отдельные сцены, выхватывайте мельчайшие детали, характеризующие героев репортажа.

—  Сохраняя одно, всегда приходится отказываться от другого. Решите, какие сцены для репортажа важны, а какие можно выкинуть без угрызений совести.

— Когда вся информация собрана, не бросайтесь перечитывать свои записи. Сначала сядьте и напишите первый набросок на память, по ощущениям.

Советы по стилистике репортажа

Советы от руководителя отдела репортажей немецкого журнала Focus Бернхарда Боргеста:

— Используйте сильные глаголы («заорал» вместо «прокомментировал», «грохнулся» вместо «упал»).

— Не злоупотребляйте прилагательными. Надо не утверждать, что герой репортажа глуп и смешон, а показать это на конкретных примерах, в конкретных сценах. Позвольте читателю решать самому.

— Цитата придает тексту живости. Но цитировать нужно только тогда, когда журналист не может сказать это своими словами.

— Проводите свежие сравнения. Например, вместо «Он боялся выступать на публике» напишите «На сцене он выглядел, как косуля, попавшая в свет фар грузовика на ночной дороге».

— Создавайте напряжение! Хороший репортаж похож на сценарий качественного голливудского фильма. Читатель остается в напряжении и томительном ожидании до самого конца.

Автор: Наталья Карбасова

http://blogs.dw-akademie.de/eurasia/?p=3669