Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Что случилось?

В обществе все большую популярность получают беспилотники, за которыми прочно закрепилось название «дроны». Понятия «дрон» в Воздушном кодексе страны нет, есть определение беспилотное воздушное судно, под которым понимают беспилотный летательный аппарат (БПЛА) без экипажа на борту «с внешним управлением полета, с взлетной массой не более 10 килограммов и высотой полета не более 100 метров над земной или водной поверхностью».

Cегодня производители предлагают дроны с разными техническими параметрами, совсем простые предназначенные для любителей и габаритные, серьезные аппараты, используемые для профессиональной съемки. Особую популярность дроны получили среди журналистов и видеооператоров, даже есть термин как дрон журналистика (dronalism) — использование в журналистских материалах фотографий или видео, снятых с помощью дронов (яркие примеры использования дронов в журналистике можете посмотреть здесь).

Регулирует ли национальное законодательство использование дронов?

Да, законодательно у нас уже прописан порядок использования дронов. Дроны подлежат учету и должны выполнять полеты над территорией Кыргызстана на основании разрешения органов облуживания воздушного движения (ОВД) и в соответствии с планом полетов воздушных судов. Получение такого разрешения предусмотрено для воздушного пространства конкретных классов (подробнее об этом можно узнать из сайта гражданской авиации — здесь).

Если вкратце, то разрешение надо получать для осуществления полетов, которые будут сопровождаться полетно-информационным обслуживанием и диспетчерским обслуживанием. Это нужно для того, чтобы контролировать безопасное расстояние между воздушными судами с целью предотвращения опасного сближения и возможных аварийных ситуаций.

В Правилах указано, что разрешение получают не менее, чем за 3 суток до начала полетов. Согласование выполнения полетов производится с органами национальной безопасности, местных исполнительных органов власти и уполномоченным органом в сфере обороны государства.

Нам доподлинно неизвестно, как органы гражданской авиации осуществляют контроль за соблюдением этих норм. В каком виде оформляется это разрешение, на каких основаниях может последовать отказ? Предусмотрены ли человеческие ресурсы для исполнения этих положений? Также возникает вопрос, чем обосновано требование по получению каждый раз разрешения помимо обязательной регистрации. К примеру, зачем получать разрешение, если съемка производится на территории собственных владений? Пока ответов на эти вопросы Правила не предусматривают. К тому же, представляется, что в Правилах должен быть предусмотрен нижний предел веса дрона, начиная с которого следует обязательная регистрация, чтобы излишне не бюрократизировать процесс получения регистрации при любительской съемке.

 

А для чего органам гражданской авиации вести учет дронов?

Введение регистрации беспилотников на сегодня широко распространенная практика в разных странах. Например, в США имеется порядок регистрация дронов онлайн и  требования к управлению гражданскими дронами (соблюдать безопасное расстояние, запрет использовать дроны вблизи аэропортов, в г.Нью-Йорк и Вашингтон и др.). В России обязательная регистрация дронов весом более 250 грамм введена с июля 2017 года. Так, при регистрации необходимо сообщить информацию о стране-изготовителе дрона, его серийный номер, год изготовления, назначение аппарата, его максимальную взлетную массу, а также тип, количество и мощность его двигателей. Помимо этого, владельцам дронов нужно будет сообщить имя владельца (или название организации, которой принадлежит беспилотник), дату и место рождения человека, а также его паспортные и контактные данные. Очевидно, что данные меры направлены на идентификацию владельца устройства, если дрон станет орудием совершения преступления и нарушения прав и свобод других лиц (например, для совершения покушения тут или нарушения частной территории, как тут).

 

Можно везде снимать?

Как и в любых других случаях, касающихся прав на изображение, при съемке дроном нельзя забывать о праве человека на частную жизнь. Следовательно, недопустимо использовать дроны с целью наблюдения за гражданами и получения каких-то личных сведений или просто собственной забавы.

Также законом установлены специальные требования доступа к режимам функционирования и эксплуатации стратегических объектов. Под стратегическими объектами следует понимать крупные административно-промышленные и военные объекты владение, пользование и распоряжение которым оказывает влияние на национальную безопасность страны. С перечнем стратегических объектов можно ознакомиться здесь. В Правилах указано, что полеты дронов над особо охраняемыми объектами должны согласовываться с органами национальной безопасности не менее, чем за 5 рабочих дней до начала таких полетов. Но опять же, мы не знаем, как реализуется норма на практике.

 

Я журналист и хочу снять, в каких домах наши чиновники живут. Можно?

Съемка частной собственности лиц может быть оправдана только в случае, если эта информация представляет собой общественный интерес, затрагивающий права, свободы и законные интересы граждан, и, следовательно, аудитория имеет право быть в курсе о такого рода фактах. Это могут быть сведения о фактах нарушения законности госорганами должностными лицами, о фактах, посягающих на права и законные интересы граждан, а также создающих угрозу их личной безопасности. То есть когда речь действительно идет об общественном интересе, говоря иначе, связанном с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества, а не простом обывательском интересе.

Вместе с тем, журналист должен уважать права и свободы других лиц, включая право гражданина на охрану частной жизни, право на изображение, на доброе имя и др. В противном случае есть риск привлечения к ответственности за незаконный сбор сведений о частной жизни лица. Помните, что ваше стремление сделать новость, не дает вам право на необоснованное нарушение прав других лиц.

 

А какова ответственность за нарушение правил?

За нарушение правил безопасности в воздушном пространстве можно понести административную либо уголовную ответственность:

 

несоблюдение требований законодательства по вопросам использования территорий, земель, недр, растительности, воздушного бассейна и водных пространств влечет штраф — 7 500 сом для граждан, для должностных лиц — 18 000 сомов (статья 459 КоАО);

нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью потерпевшего либо причинение крупного ущерба, (статья 280 УК КР) —

наказывается публичным извинением с возмещением ущерба или штрафом от 10 000 до 100 000 сомов или тройным айыпом,[1] или исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

— то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет;

— то же деяние, повлекшее по неосторожности гибель нескольких лиц, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет.

[1] Тройной айып — взыскание, налагаемое судом в трехкратном размере причиненного ущерба в денежном или натуральном выражении (ст.45 УК КР).