Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Мы собрали некоторые заголовки новостей за март 2022 года, которые затрагивают свободу слова, СМИ и журналистов, чтобы вкратце напомнить, что произошло в сфере медиа за прошедший месяц:

1 марта – Комитет ЖК одобрил законопроект об изменении статуса телеканала ОТРК с общественного на государственный. Предусматривается упразднение Наблюдательного совета ОТРК и назначение гендиректора корпорации президентом.

2 марта – Парламент одобрил в первом чтении законопроект «Об органах национальной безопасности Кыргызстана», который разрешает прослушивать граждан без санкции суда, а также получать доступ к перепискам в соцсетях.

2 марта – Парламент избрал Атыр Абдрахматову омбудсменом.

2 марта – Депутат Нурланбек Шакиев на заседании ЖК заявил о необходимости отказаться от трансляции российских каналов в Кыргызстане за счет госбюджета.

2 марта –В Генпрокуратуре объяснили, что завели уголовное дело на Kaktus Media, так как перепечатка таджикского медиа «Азия Плюс» с позицией таджикской стороны о приграничном конфликте «вызвала усиление напряжения».

3 марта – Директора телеканала Next TV Таалая Дуйшенбиева задержали по статье «Возбуждение межнациональной вражды». Основанием этому послужила публикация в соцсетях телеканала цитаты бывшего руководителя спецслужбы Казахстана о якобы достигнутой договоренности об оказании Кыргызстаном военной помощи России в ходе войны на территории Украины.

Офис телеканала Next TV опечатали, эфир приостановлен.

3 марта – Директора телеканала Next TV Таалая Дуйшенбиева заключили в СИЗО на 2 месяца.

4 марта – Адвокаты по делу Next TV: Экспертизу провели за сутки и закрыли канал, а это незаконно.

5 марта – Медиасообщество сделало заявление из-за задержания Таалая Дуйшенбиева и призывало прекратить порочную практику возбуждения уголовных дел в отношении СМИ и журналистов.

5 марта – Люди собрались у Первомайского суда в поддержку директора Next TV Таалая Дуйшенбиева.

7 марта – Журналистов и бухгалтера вызвали на допрос в ГКНБ, телеканал Next TV остановил работу.

7 марта –  Комитет по защите журналистов: Власти Кыргызстана должны немедленно освободить директора Next TV, прекратить расследование в отношении этого телеканала и позволить им работать свободно.

7 марта – Пресс-секретарь президента Эрбол Султанбаев призвал не распространять «фейки» на фоне войны в Украине.

9 марта –Депутат Надира Нарматова просит принять меры в отношении организаторов марша за права женщин. По мнению депутата, марш нельзя оценивать как акцию от лица населения Кыргызстана.

10 марта – В Кыргызстане хотят закрыть доступ к декларациям чиновников, одному из механизмов борьбы с коррупцией. Сейчас проекты этих законов невозможно найти в публичном доступе, поэтому непонятно, когда и в каком виде аппарат президента собирается их презентовать.

10 марта – ИМП: Решение о водворении директора Next TV в следственный изолятор противоречит Конституции КР и представляет собой вопиющие нарушения законодательства КР.

14 марта – У посольства России в Бишкеке запретили митинги. Там проходили акции против войны с Украиной (и в поддержку России – тоже). Оснований для принятия такого решения в суде не сообщили.

16 марта – Википедия на кыргызском языке пополнилась именами 100 женщин Кыргызстана в рамках международного проекта WikiGap, которая стремится к гендерному равенству в Википедии.

16 марта – Депутат Дастан Бекешев считает, что определять, фейковая информация или нет, должны только суды. *

*Согласно проекту подзаконного акта для реализации Закона КР «О защите от недостоверной (ложной) информации», любой гражданин может обратиться в Минцифры и потребовать заблокировать чью-то страницу в соцсетях, если посчитает её фейковой. Документом разрешается интернет-провайдеру заблокировать такую страницу без решения суда.

16 марта – Депутат Омурбек Бакиров на заседании парламента призвал канал «Музыка» ОТРК показывать культуру и обычаи кыргызов, а не зарубежные музыкальные клипы, которые назвал «позорными и постыдными».

17 марта – Милиция не стала заводить дело из-за попытки взлома аккаунта журналистки «Апреля» Юлии Кулешовой, так как «состава преступления не имеется». Журналистка считает, что попытаться стоило.*

*Кулешова была не единственной журналисткой, чьи соцсети пытались взломать неизвестные. «Клоопу» стало известно о попытках взлома более 20 аккаунтов журналистов разных изданий за февраль 2022 года.

17 марта – Милиция задержала правозащитников Динару Ошурахунову, Ондуруша Токтонасырова, и Азизу Абдирасулову, которые пришли к зданию посольства РФ в КР для проведения мирной акции с целью поддержки Украины.

Им предъявили обвинения в мелком хулиганстве и неповиновении требованиям сотрудника милиции. Суд по первой статье вынес решение прекратить дело за отсутствием состава правонарушения. По второй — назначил штраф в размере 3 тыс. сомов.

19 марта – Гражданские активисты обжалуют запрет суда на митинги у российского посольства. Постановление об ограничении противоречит Конституции.

18 марта – Юриста Нурбека Токтакунова обвиняют в мелком хулиганстве из-за «оскорбления» судей фразой «А судьи – никто». Суд решил арестовать его на 5 суток, но адвокаты Токтакунова подали жалобу и его отпустили до вынесения решения суда.

25 марта сотрудники спецназа задержали Токтакунова у дверей квартиры, так как суд принял решение арестовать адвоката на пять суток. Представитель Токтакунова сообщил, что условий для содержания в камере не соответствуют требованиям, там есть только сидячие места и нет электричества.

21 марта – OCCRP: Давление на независимые СМИ в Кыргызстане не ново, но последние события сигнализируют об опасном и тревожном повороте в стране.

22 марта – Дело Next TV: Суд не удовлетворил жалобу адвокатов и оставил решение об опечатывании офиса издания в силе, который закрыт уже почти 3 недели.

22 марта – Прокуратура просит суд прекратить вещание телеканала Дело Next TV и признать его статью экстремистской.

23 марта – В Ассоциации операторов связи рассказали, что исполнить проект подзаконного акта для реализации Закона КР «О защите от недостоверной (ложной) информации» по блокировке сайтов и их страниц технически невозможно.

23 марта – Сотрудники гостелеканалов «Пирамида» и «5-й» жалуются, что три месяца не получают зарплату. Однако руководство уверяет, что это неправда.

23 марта – В Комиссии по жалобам на СМИ обновлен состав. В нее вошли 6 журналистов и 7 представителей гражданского общества и медиаструктур.

23 марта – В Этический кодекс журналиста Кыргызстана внесены изменения, связанные с Интернетом и социальными сетями. Одно из них касается правил использования мнений людей, опубликованных в социальных сетях.

23 марта – Певица Анжелика считает, что женщины сами виноваты в насилии в их отношении. Клооп выпустил разъяснение, чем опасно это высказывание певицы с 3 млн подписчиков.

24 марта – Суд оставил гендиректора телеканала Next TV Таалая Дуйшенбиева в СИЗО. Адвокаты считают, что подзащитного незаконно держат под стражей и в этом нет необходимости.

26 марта – Скончалась журналистка АКИpress Арзыгуль Галымбетова. За день до смерти она обратилась в милицию с заявлением на блогерку Батмакан Жолболдуеву за то, что та очерняла ее и задела ее честь и достоинство.

Возбуждено уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности». В рамках следствия задержали и водворили в ИВС блогера Батмакан Жолболдуеву.

26 марта – Норвежский Хельсинкский комитет выражает обеспокоенность из-за сообщений об аресте известного адвоката Нурбека Токтакунова и призывает освободить его и разрешить проведение мирных акций протеста в Бишкеке и других районах страны.

26 марта – «Когда убивали Айзаду, они не были так оперативны и брутальны» — адвокат Токтакунов о своем задержании за фразу «судьи — никто».

26 марта – Аппарат омбудсмена выявил процессуальные нарушения в задержании Нурбека Токтакунова.

28 марта – Активист Гульжигит Исаков утверждает, что его аккаунты в соцсетях и электронную почту взломали.

28 марта – У заключенного под стражу бывшего руководителя Джалал-Абадской областной телерадиокомпании Куттумидина Базаркулова стало плохо с сердцем.

28 марта – Владелец Next TV Равшан Джеенбеков заявил, что все суды должны проходить открыто. Он сослался на заявление президента Садыра Жапарова в Facebook. Его выгнали из зала суда.

28 марта – Эксперт-лингвист Жийдегуль Семенова считает, что упоминание о физруке в комментариях под публикацией телеканала Next TV порочит честь и достоинство президента Садыра Жапарова.

29 марта – Журналистам запрещают фотографировать участников процесса по делу Next TV.

29 марта –  ИМП: Заключение под стражу директора Next TV Таалая Дуйшенбиева и требование Генпрокуратуры о признании материала экстремистским, запрете вещания и распространения продукции Next TV в других СМИ и интернет-ресурсах являются системной атакой на деятельность независимых СМИ.

29 марта –  Суд признал публикацию Next TV экстремистской, но просьбу прокуратуры, о закрытии телеканала и запрет на вещание, суд не поддержал.

29 марта – Международная организация Amnesty International опубликовала доклад, в котором авторы перечислили основные нарушения прав человека в Кыргызстане.

29 марта – Депутат Дастан Бекешев обратился в Конституционный суд, чтобы закон «О защите от недостоверной (ложной) информации» признали неконституционным.

30 марта – Адвокат Нурбек Токтакунов вышел из-под ареста — он намерен обратиться в Комитет ООН по правам человека.

30 марта – Бишкекчанка сфотографировала переписку взрослого мужчины с ребенком — за это ее затравили, утверждая, что она не должна была читать чужую переписку.

30 марта – Активистку Айсулуу Кудайбердиеву обвинили в мелком хулиганстве после ссоры с фотожурналистом Игорем Коваленко. В милиции сообщили, что на неё поступила жалоба от фотокорреспондента. Позже Коваленко отказался от претензий к активистке.

30 марта – Бывший глава айыл окмоту Лейлекского района Турабай Бостонов, обратился в Комиссию по жалобам на СМИ с жалобой на журналиста Ыдырыса Исакова. Он указал, что видеоматериалы, опубликованные в YouTube, нанесли урон его чести и достоинству.

30 марта – Бишкекским чиновникам запретили делиться постами с критикой власти — в мэрии говорят, что это «рекомендация».

31 марта – Юристы ИМП: Объективность и всесторонность выданных экспертами заключений по делу Next TV вызывает сомнение.