Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Телекоммуникационный гигант намеренно разоряют, чтобы затем продать его иностранной компании.

Такое утверждение содержится в письме трудового коллектива производственного объединения радиорелейных магистралей, входящего в структуру компании-монополиста, направленном в адрес руководства страны.

Поводом для тревоги авторов открытого обращения стала приостановка решения о выводе из состава «Кыргызтелекома» названного производственного объединения с целью создания самостоятельного предприятия стратегического значения и искажения в содержании ранее принятого постановления.

Настораживающее решение правительства

В соответствии с протоколом правительственного совещания 22 октября прошлого года, Министерство транспорта и коммуникаций начало разрабатывать проект концепции о реорганизации «Кыргызтелекома», его дальнейшего развития и приватизации с сохранением доли в 51 процент в государственной собственности.

В этом протоколе правительства дано разрешение Республиканскому объединенному предприятию радиорелейных магистралей вести деятельность в качестве самостоятельного юридического лица, но оставаясь в составе «Кыргызтелекома». Такое решение противоречит постановлению, принятому в 2011 году Жогорку Кенешем – о выводе данного предприятия как стратегического объекта из структуры «Кыргызтелекома». Тогдашнее правительство создало рабочую группу по исполнению парламентского постановления, но так и не довело это дело до конца.

Заслуженный работник отрасли связи Абдылда Копошев связал торпедирование решения депутатов желанием преднамеренного банкротства предприятия:

— Кто-то старается, чтобы РПО РМТР оставалось внутри «Кыргызтелекома» в качестве подчиненного ведомства. И тем самым нарушает постановление ЖК. На бумаге предприятие признано отдельным юридическим лицом, но в реальности оно продолжает оставаться структурой «Кыргызтелекома».

И это наводит на подозрения, что за этими скрытыми действиями лежит план продажи объединения вместе со всей компанией. А по первоначальной инициативе, объединение должно было быть вычленено из «Кыргызтелекома», и на его базе надо было создать самостоятельную компанию. И если проанализировать его экономические показатели за последние годы, видно, что никаких действий по его развитию не предпринималось.

Наоборот, «Кыргызтелеком» ослабевали, чтобы привести его к банкротству. Его финансовое состояние ухудшается из года в год, и это может служить доказательством. Тогда как нужно было предпринимать меры для его развития, а не ставить на нем крест на том основании. Что это – государственное предприятие.

Заманчивая отрасль связи

Сам «Кыргызтелеком» контролирует проводную связь и интернет-каналы, а РПО РМТР обеспечивает функционирование сети из 67 станций, передающих телерадиоволны и поддерживающих радиосвязь. Передачу сигналов сотовых операторов также обслуживают станции предприятия радиорелейных магистралей.

Республиканское производственное объединение радиорелейных магистралей телевидения и радио было включено в состав «Кыргызтелекома» в 1998 году. Начиная с 2003-04 годов предпринимались попытки продажи всей компании иностранным инвесторам, однако эта инициатива блокировалась парламентом.

Так продолжалось до 5 февраля 2010 года, пока «Кыргызтелеком» не был продан неизвестному консорциуму, зарегистрированному в Казахстане и Кипре, за 43 миллиона долларов. Но после смены власти 7 апреля сделка была аннулирована, и компанию возвратили в собственность государства.

Закончилось все тем, что в 2011 году приняли решение, что перед продажей «Кыргызтелекома» из него необходимо вывести предприятие радиорелейных магистралей.

Коммерческий директор производственного объединения Нарынбек Дуйшонбиев обратил внимание на то, что в настоящее время снова возобновились попытки продать компанию целиком:

— Такие старания начались еще прежде. Иначе, зачем надо было объединять две структуры? Известно, что и потенциальные покупатели ставят условие о совместной продаже «Кыргызстелекома» — вкупе с РПО РМТР. Это потому, что для зарубежных инвесторов сам «Кыргызтелеком» без уникальной сети нашего объединения никакой ценности не представляет.

Они заинтересованы в получении контроля над всей системой, обслуживающей эфирные частоты. И если мы упустим из рук эту систему, тогда мы полностью потеряем свою самостоятельность как государство. Ведь в таком случае информационная безопасность полностью перейдет под контроль иностранцев.

Например, особый интерес проявляет, по слухам, китайская компания Huawei Technologies. Поэтому мы настоятельно призывает: если «Кыргызтелеком» и будет продан, то только без нашего производственного объединения!

Бессильность перед конкуренцией

В то же время Совет директоров ОАО «Кыргызтелеком» не согласен с представленными аргументами. Их контрдоводы состоят в том, что подозрения о намеренном банкротстве компании не были подтверждены соответствующими государственными контролирующими органами.

Сокращение же прибыли объясняется руководством «Кыргызтелекома» возросшей конкуренцией в сфере связи – потребители услуг стали активно пользоваться сотовыми коммуникациями по сравнению с традиционными стационарными телефонами. Этот фактор значительно подорвал позиции считавшегося прежде монополистом в отрасли связи «Кыргызтелекома».

В случае продажи «Кыргызтелекома», РПО РМТР будет автоматически выведен из его состава

А вот входящее в состав «Кыргызтелекома» предприятие радиорелейных магистралей только за счет распространения сигналов российских телеканалов приносит компании ежегодную прибыль в 90 миллионов сомов. От аренды установленных на станциях РПО базовых передатчиков операторов сотовой связи поступает еще около 40 миллионов сомов. Плата за эфир государственных телеканалов ОТРК и ЭлТР поступает из бюджета, но на счета все того же «Кыргызтелекома», оставляя РПО РМТР без средств для развития сети телерадиовышек.

Однако руководитель компании «Кыргызтелеком» Аскар Баратбаевотрицает обвинения, что названная структура остается без внимания и финансирования:

— Это совершенно неправильно! Например, сейчас мы собираемся проводить тендер для обновления технического оборудования производственного объединения. Решается вопрос о кредите в 15 миллионов долларов для перехода на цифровые технологии. И после модернизации все это будет передано РПО. Кроме того, в соответствии с правительственным решением, предприятию будет предоставлена хозяйственная самостоятельность.

Однако оно будет нерентабельным в случае самофинансирования – им не хватит того, что они сами зарабатывают. Потому что предусмотренная оплата из бюджета за передачу сигналов государственных телеканалов в реальности не производится. Из-за этого зарплата сотрудников РПО и его налоги оплачиваются за счет прибыли других наших филиалов. И кредиты, направляемые на поддержку объединения, также погашаются за счет альтернативных источников.

Тяжесть долгов

Начиная с 2000 года «Кыргызтелеком» в целях перехода на цифровое вещание и технической модернизации набрал кредитов от Китайского банка развития на сумму в 34 миллиона долларов. И, как это принято, в залог предоставил определенную собственность компании. Но Совет директоров держит в тайне как сведения о том, что именно компания заложила кредиторам, так и информацию об общей сумме заимствованных средств, а также о том, как «Кыргызтелеком» справляется с обслуживанием долга.

Если еще 10 лет назад годовая прибыль «Кыргызтелекома» достигала 250 миллионов сомов, то теперь она снизилась до 77 миллионов. При таком финансовом положении остается неизвестным, как компания собирается погасить взятые ранее кредиты.

Прежний руководитель РПО РМТР Кубанычбек Бегалиев отмечает существующую опасность того, что китайский банк сможет полностью забрать «Кыргызтелеком»:

— Если возврат «Кыргызтелекомом» кредитов вызовет проблемы, тогда банк может поставить вопрос о передаче ему залогового имущества. При таком варианте может уйти и наше производственное объединение, входящее в состав телекоммуникационной компании. И сейчас пока все к этому и движется.

Потому что на «Кыргызтелекоме» висят кредитные долги в 1 миллиард 700 миллионов сомов, и это при его прибыли всего в 77 миллионов сомов. Если компания начнет сейчас погашать кредиты, то в «Кыргызтелекоме» вообще не останется никаких средств. На практике это означает, что компания превращается в банкрота. Возможно, это делается преднамеренно.

На правительственном совещании 22 октября 2012 года было принято решение не о полном выводе РПО из «Кыргызтелекома», а об образовании из него самостоятельного юридического лица, обеспечивающего свою финансовую независимость, в 10-дневный срок. Так же было указано о продаже 49 процентов акций «Кыргызтелекома». Если в таких условиях РПО РМТР все же остается в составе компании-монополиста, то вопрос о его параллельной продаже или банкротстве все равно не получает конкретного ответа.
​​
Статс-секретарь Государственного агентства связи при правительстве КР Абдысамат Сагынбаев уверяет, что даже при таких негативных сценариях радиорелейное производственное объединение можно вывести из-под удара:

— Правительство решило не выводить РПО из «Кыргызтелекома», а дать ему самостоятельность, чтобы оно поработало года три. Если объединение за этот срок сможет добиться финансовой устойчивости и самоокупаемости, ему будет предоставлен статус закрытого акционерного общества, и оно будет выведено из «Кыргызтелекома» как 100-процентное госпредприятие.

И даже если в течение этого времени «Кыргызтелеком» будет продан, производственное объединение будет автоматически выведено из его состава. Вообще, вывод РПО – это не вопрос, проблема состоит в его коммерческой состоятельности.

В данное время 76 процентов акций компании «Кыргызтелеком» принадлежат Фонду государственного имущества, 14 процентами распоряжается Социальный фонд, а оставшаяся доля находится в руках частных акционеров.

В соответствии с законом «Об акционерных обществах», хозяйственные отношения между «Кыргызтелекомом» и РПО РМТР будут рассмотрены в апреле на собрании акционеров. Но поскольку основным держателем акций является правительство, то, по словам экспертов, будет утвержден проект, предлагаемый сейчас исполнительной властью Кыргызстана.

Еще одно обстоятельство, требующее напоминания – РПО РМТР, входящее ныне в структуру «Кыргызтелекома», было зачислено в список стратегических объектов, принятый в 2008 году Жогорку Кенешем. И по существующему требованию, стратегические предприятия должны оставаться в ведении государства, и ни при каких обстоятельствах не могут быть выставлены на продажу.

http://rus.azattyk.org/content/kyrgyzstan_telecommunications/24905087.html