Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Некогда популярный «Пятый канал» сейчас находится в кризисе. Собственных доходов телеканалу не хватает на самостоятельное финансирование. Помимо текущих проблем, у телеканала имеется задолженность в размере 80 млн сомов, которые копились годами. Судьба «Пятого канала» сейчас решается в парламенте, где обсуждается выделение 20 млн сомов из бюджета.

Каков статус канала?

Расцвет «Пятого канала» пришелся на доапрельские времена, когда акционером телеканала была частная компания, но связанная с правящей семьей: хорошие зарплаты, нормальное оборудование, достаточно собственного контента, активно работающий рекламный отдел, но явно провластный новостной контент. После апрельских событий ЗАО «Двадцать пятый кадр» национализировали как бакиевский актив, и вопрос с каналом долго не решался.

В 2011 году канал, 100% акций которого находятся в ведении Фонда управления государственным имуществом, получил статус «парламентского», но фактически таковым не стал.

В декабре 2017 года руководство телеканала ушло в отставку, а вслед за ними ушла большая часть коллектива. Дмитрий Ложников и бывшие сотрудники перешли в новый телеканал «Апрель», который принадлежит Алмазбеку Атамбаеву. В августе 2018 года «Пятый канал» после редизайна, средства на который взяты неизвестно где, возобновил вещание под руководством известного кыргызскоязычного журналиста Эрниса Кыязова.

Сейчас телеканалу не хватает собственного контента, оборудование нуждается в обновлении, а коллектив — в своевременной выплате зарплаты. Сайт канала регулярно не обновляется: большая часть материалов датируется от 30 апреля, а последнее обновление было 11 июня.

Что касается редакционной политики, то зрители замечают, что телеканал был и остается провластным: рассказывает о деятельности президента Сооронбая Жээнбекова, откровенно мочит его предшественника Алмазбека Атамбаева и тех, кто критикует власть и окружение президента. Делает это как бы из альтруистических соображений, т. к. вопрос с финансированием остается открытым, а доказательств того, что политики или кто-то из их окружения дают деньги неофициально, нет.

Сейчас в Жогорку Кенеше рассматривают законопроект, который отменяет статус парламентского. Также периодически поднимается вопрос о продаже телеканала, но ФУГИ выступает против.

Как финансируется телеканал?

Так как «Пятый канал» является акционерным обществом, то он не включен в бюджет. Канал должен финансировать себя сам, однако в реальности этого не происходит.

По словам Кыязова, канал не окупает себя, поэтому руководство вынуждено просить помощи у правительства.

«Классически канал должен сам зарабатывать, но в Кыргызстане ни один канал не является самоокупаемым, а рекламный рынок слишком мал. Нам приходится просить у правительства финансовой поддержки. Деньги выдаются в виде единовременной помощи. Так, в конце прошлого года мы получили 3 миллиона сомов. В этом году попросили еще 20 миллионов сомов, но пока неизвестно, как этот вопрос решится», — сказал Кыязов Kaktus.media.

По данным портала «Открытый бюджет», в 2018 году канал получил из госбюджета 3 млн сомов через департамент информации Минкультуры, а выплатил 1 млн 741 тыс. в виде налогов и пошлин. Это самые минимальные налоговые выплаты с 2011 года. Это значит, что «Пятый канал» в прошлом году жил в условиях самой жесткой экономии за последние восемь лет.

Как финансируется "Пятый канал"?

По данным портала «Открытый бюджет», в 2018 году у канала был только один рекламодатель со стороны государства. В марте 2018 года от Управления делами президента получил 17 тыс. сомов за рекламу госрезиденции №2. Данных о коммерческих рекламодателях нет.

Канал на основе бартера работает с продакшн-студиями, которые помогают заполнять контент.

«Пятый канал» заключил договор с рекламной компанией Quazar. В компании Quazar не раскрыли, сколько всего рекламодателей имеется у телеканала. Кыязов тоже не уточнил, но отметил, что в любом случае их не больше, чем за все предыдущие годы, а доходы от них, как и раньше, не покрывают расходы канала полностью, поэтому у канала копятся долги. Бывший руководитель Евгения Бердникова отказалась комментировать ситуацию вокруг телеканала.

Сейчас в штате работают около 35 человек, зарплата выдается с задержкой. Поэтому если взять среднерыночную зарплату на рынке СМИ, то только на зарплатный фонд и социальные отчисления нужно как минимум 1-1,5 млн сомов ежемесячно.

Кто должен платить за канал?

На прошлой неделе в Жогорку Кенеше обсуждали финансирование «Пятого канала», который просил выделить из бюджета 20 млн сомов. Обсуждая миллионы, депутаты не уточнили, что по сути налогоплательщики должны платить за содержание государственного телеканала, который эти налогоплательщики могут не смотреть, не любить и даже не знать, что он финансируется из их кармана.

Всего же в прошлом году из бюджета на финансирование государственных СМИ потратили 613 миллионов сомов: на ОТРК — 396 млн сомов, «ЭЛТР» — 101 млн, областные телеканалы — 80 млн, телеканал «МИР» — 34 млн, ИА «Кабар» — 20 млн сомов. Эти же СМИ критикуют за некачественный контент и необъективную редакционную политику, когда нет даже попытки критически оценить деятельность президента и правительства, при этом выходят материалы, явно дискредитирующие оппонентов власти.

Однако вопрос с финансированием может быть решен в пользу телеканала: в 2020 году состоятся парламентские выборы, поэтому правящей элите нужно больше подконтрольных медийных площадок. А так как со своего кармана несколько миллионов сомов ежемесячно выделять никто не хочет, депутаты, одобрив финансирование госканала, могут взять их бюджета.

В противном случае телеканал придется продать. Кому он достанется? Пока единственные люди, кто потянет такие расходы в условиях неокупаемости канала, — это политики или их приближенные. После скандального материала, критикующего расследование «Азаттыка» об экс-зампредседателе таможенной службы Райымбеке Матраимове, в соцсетях высказывают предположение, что только он в нашей стране может себе позволить взять телеканал под свое крыло.

Но при любом раскладе высок риск того, что редакционная политика останется несбалансированной.

https://kaktus.media/393141