На этой неделе в ОФ «Институт Медиа Полиси» прошло обсуждение законопроекта депутатов ЖК «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию». В рамках круглого стола спикеры делились взглядами о том, как сделать интернет безопасным для детей и подростков.

Интересное исследование по медиаграмотности молодежи показала Бегаим Усенова, исполнительный директор «Института Медиа Полиси», которое фонд проводил при поддержке Фонда «Сорос — Кыргызстан». В исследовании участвовали подростки из 9-11-х классов из Бишкека, Токмака и Чолпон-Аты. Им предлагалось высказать мнение, какие в интернете есть риски и что нужно делать, чтобы избежать их.

Что такое медиа?

Что сами подростки думают о безопасности в Сети и как обезопасить детей (исследование)

«СМИ являются четвертой властью, это считается источником информации. В интернете, например, пишут много разных новостей, которые могут быть недостоверными. А телепередачи, радио, газеты — это более достоверная информация» (Бишкек).

«Интернет не входит в СМИ. По ТВ я могу понять, что эта информация достоверная. В газетах и журналах не должны давать недостоверную информацию, они должны быть достоверными» (Бишкек).

«Мы больше смотрим интернет — наполовину там информация достоверная. По ТВ не всю информацию дают, некоторую информацию монтируют, а в интернете можно найти любую новость» (Бишкек).

Какие риски есть в интернете?

Что сами подростки думают о безопасности в Сети и как обезопасить детей (исследование)

В этом блоке подростков попросили ответить, что они считают опасностью в интернете:

«В YouTube есть блогеры, они устраивают какие-то свидания, которые записывают на скрытую камеру. Допустим, они едут в машине, задают провокационные, откровенные вопросы, потом это все выкладывают в Сеть. Это ужасно, отвратительно. Якобы выявляют девушек легкомысленных» (Чолпон-Ата).

«Выходят эротические файлы, которые нельзя показывать детям» (Токмак).

«Про «синего кита» нам учителя говорили, проводили классный час, родители говорили с нами. Мы говорили младшему поколению, что нельзя в этом участвовать» (Токмак).

«Бывает, берут девушек, чтобы наказать. Например, берут девушек, которые слегка легкомысленные. Они действительно легкомысленны, но в наше время уже для многих, начиная с 13 и выше до 18 лет, это норма.

Бывали такие моменты: кто-то делает новости, например, отдает iPhone кому-нибудь, а затем он раскручивает девушку на то, чтобы они отправили интимную фотографию. Чтобы потом взять и выставить в интернет.

Кто-то скрывает имена, кто-то совесть имеет, а кто-то специально. Это чаще в России. Делают это, чтобы показать, как девушки испортились, насколько все плохо. Но кажется, что чаще всего это делают женоненавистники» (Чолпон-Ата).

«Кто более беззащитен, на тех и влияет интернет. Зависит от человека и его психики» (Токмак).

«По возрасту 10-15 лет — самый уязвимый возраст» (Токмак).

Как обезопасить себя?

Что сами подростки думают о безопасности в Сети и как обезопасить детей (исследование)

В этом блоке ребята сами должны были порассуждать, какие меры могли бы помочь, чтобы избежать рисков в интернете:

«Сейчас у нас невозможно забрать телефоны. У наших братишек, сестренок можно забрать телефоны, пока они маленькие и не привыкли к ним. А нам надо самим вырабатывать силу воли. Надо создавать график на целый день и пользоваться интернетом по нему» (Бишкек).

«Надо контролировать детей, смотреть, во что они играют. Информировать, следить за детьми» (Токмак).

«Сложно уследить. Может, как в Китае, запретить до 18 лет интернет?» (Токмак)

«На YouTube было много блогеров, которые нецензурно выражаются. Сейчас ввели такое: если там на видео у популярного блогера стоит мат, то это видео отправляется в блок. Оно висит на странице, но они за его просмотры от YouTube деньги не получат» (Чолпон-Ата).

«Мне кажется, можно завалить делами ребенка. Нас родители заваливают домашними делами» (Токмак).

«Свобода слова должна быть, каждый человек может выразить свое мнение (глобальная политика, проблемы страны, мира), но только чтобы частная жизнь не была затронута, мы должны сохранять нейтралитет» (Чолпон-Ата).

«Наказывать. Можно забрать модем, выключить интернет. Когда играли в компьютерные игры, моя сестра забирала мышку» (Токмак).

«Многие родители сами приучают детей к интернету. Чтобы они успокоились, суют им телефон и мультики. Не надо так делать. Надо спортом им заниматься и занимать их время другими, более полезными занятиями и развлечениями» (Бишкек).

https://kaktus.media/390235