Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Администрация президента инициировала создание совершенно нового закона о СМИ. Он опубликован для общественного обсуждения.

Что говорится в справке-обосновании?

В справке-обосновании сообщается, что необходимость принятия представляемого проекта закона КР о СМИ вызвана моральным устареванием действующего закона от 2 июля 1992 года.

Закон также приводится в соответствие с новой Конституцией КР, Гражданским кодексом КР.

Предлагается устранить внутренние противоречия, неточности и пробелы в действующем законе о СМИ, что выявилось в практике правоприменения.

«Одним из таких пробелов является регулирование вопросов распространения СМИ в цифровых телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет. В действующем законе о СМИ цифровые телекоммуникационные сети и Интернет никак не урегулированы в правовом отношении», — отмечает администрация президента.

И чем дольше они будут пребывать в зоне правовой неопределенности, тем хуже для общества, для государства, для граждан.

Администрация президента заявляет, что нужно учитывать и международно-правовой аспект. Нельзя ограничиться общим правилом о приоритете международных договоров над законами КР. Нужна серьезная работа по полномасштабной имплементации этих норм в отечественное законодательство.

Концепция законопроекта

Авторы настаивают, что закон приводится в соответствие с конституционными положениями формул свободы массовой информации.

1. Теперь она увязывает свободу массовой информации со свободой мысли и мнения, свободой слова и печати, идеологическим и политическим многообразием, свободой экономической деятельности, многообразием форм собственности и т. д.

2. Вводится правовое регулирование телекоммуникационной сети Интернет с приданием им статуса СМИ, радикально пересматривается весь понятийный аппарат действующего закона о СМИ. Совершенно иначе в проекте определяются такие базовые понятия, как «СМИ», «редакция», «учредитель», «издатель» и т. д.

3. Правовой механизм учреждения СМИ и организаций, осуществляющих их выпуск, изменен таким образом, чтобы соответствовать требованиям Гражданского кодекса и сложившейся практике.

4.

Вводится полномасштабный правовой институт собственника СМИ. При этом институт учредителя СМИ сохраняется, хотя и в сильно урезанном виде. Вообще отказаться от института учредителя невозможно, поскольку Гражданский кодекс предусматривает, что у всякого юридического лица должен быть учредитель, который, как правило, является его собственником.

Предлагаемая в законопроекте презумпция наличия у учредителя права собственности на СМИ, если из закона или учредительных документов не следует иное, должна предотвратить захват и «черный передел» собственности в данной сфере.

Если учредитель и собственник слиты в одном лице, то юридическая ситуация проста и прозрачна. Однако возможны и такие случаи, когда учредитель лишь создает СМИ, но средств на его содержание предоставить не может. В таком случае ему должно принадлежать только название СМИ.

Однако и собственник не может считаться абсолютным хозяином принадлежащего ему СМИ.

Концепция законопроекта включает тезис о том, что журналистика представляет собой не предпринимательскую деятельность, а выполнение общественного долга, функций публичной службы. Поэтому вмешательство владельца СМИ в редакционную политику должно быть ограничено законом и уставом издателя (вещателя).

5. Существующие правовые механизмы, призванные обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации граждан, а также деловой репутации организаций, ответственность СМИ, приведены в соответствие с нормами Конституции и Гражданского кодексов.

Суть законопроекта

Kaktus.media выбрал самое важное, предлагаемое администрацией президента в новом тексте Закона «О СМИ».

***

Веб-сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подлежит регистрации как сетевое издание в соответствии с настоящим законом.

***

В заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны:

  • источники финансирования;
  • сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
  • доменное имя веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для сетевого издания.

Закон регулирует статус редакции СМИ:

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором).

Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ настоящим законом и законодательством КР.

***

Если в период избирательной кампании, кампании референдума главный редактор или редакция допустит повторное нарушение законодательства КР о выборах и референдумах, ЦИК вправе обратиться в суд с ходатайством приостановлении выпуска СМИ, использованного в целях совершения указанных нарушений. Этот срок может распространяться до момента окончания голосования на выборах, референдуме и по решению суда.

***

Прописывается и то, как должно выглядеть опровержение.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Новый закон должен вступить в силу с 1 апреля 2023 года.

https://kaktus.media/467964