Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

7 февраля 2017 года комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Жогорку Кенеша совместно с Министерством культуры, информации и туризма Кыргызстана провел парламентские слушания по обсуждению законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Законы «Об электрической и почтовой связи», «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», «О телевидении и радиовещании»).

В ходе слушаний выступила заместитель министра культуры, информации и туризма (МКИТ) Айнура Темирбекова:

В связи с переходом на цифровое телерадиовещание в КР в 2011 году была принята госпрограмма, в которой был прописан план мероприятий. Одной из задач было проведение инвентаризацию существующих шести законов и посмотреть, что может повлиять в связи с переходом на цифровое вещание. Это были законы «Об электрической и почтовой связи», «О лицензионно-разрешительной системе», «О телевидении и радиовещании», «О цифровизации», «О культуре» и «О средствах массовой информации». Тогда рабочая группа провела эту инвентаризацию и определила, что нет необходимости вносить изменения в Закон «О цифровизации», «О СМИ», «О культуре», потому что они касаются отношений другой сферы.

В результате были реформированы три закона, работали над пакетом законов Министерство транспорта и коммуникаций КР, Министерство культуры информации и туризма КР, медиа-сообщество, депутаты ЖК КР Никитенко Н. и Акназарова Р. Был разработан пакет законопроектов, который был принят в первом чтении в июне 2016 года. В этом пакете появляется регулятор в лице уполномоченного государственного органа в сфере информационной политики, но это регулятор с ограниченными функциями. До настоящего дня закон «О телевидении и радиовещании КР» не исполнялся, потому что некому было за ним следить. После многочисленных дискуссий, работы, которая длилась месяцами, когда частные телерадиоканалы вступали в дискуссии с государственными телеканалами, мы с большим трудом нашли компромиссный вариант. Назвали его разрешение на размещение телеканалов или цифровой пакет вещания.

Для чего это было сделано: сегодня вы знаете Кыргызстан после перехода на цифровое вещание, у нас предусмотрено 14 мультиплексов, которые необходимо умножить на 15 телерадиоканалов в формате SD. Но завтра придет время, когда нам надо будет переходить на формат HD, после этого у нас будет 10 каналов, поэтому социальный пакет телеканалов цифрового эфирного телерадиовещания, утвержден только до 2017 года. В 2017 году будет новый социальный пакет. Так вот если умножим те 14 мультиплексов, которые Кыргызстан получил в 2006 году, по 10 каналов это будет 140 телеканалов, которые будут вещать на всю территорию Кыргызской Республики. В этой связи мы хотели предусмотреть, чтобы уполномоченный орган владел информацией, кто, где вещает. Например, на сегодня мы ответить не сможем, потому что мы, как МКИТ, таким правом не наделены. А здесь мы предусмотрели право вести такой перечень. В итоге мы решили, что телеканал для того, чтобы получить разрешение должен показать регистрацию юридического лица, показывать регистрацию СМИ, показывать программную концепцию вещания. Благодаря этой информации, МКИТ сможет вести учет, какой из этих 140 телеканалов, например, является иностранным, какой — ретранслирующий, какой — вещает только развлекательный контент.

Сейчас очень много разговоров идет по статье 32. Я хотела бы рассказать предысторию, как появилась вторая часть 32 статьи. Много переговоров проведено с российской стороной, мы сказали, что у нас в социальном пакете телерадиоканалов запрещено платить из республиканского бюджета, но разрешено войти иностранному каналу при соблюдении следующих условий:

— если есть место в социальном пакете,
— если телеканал работает на территории Кыргызстана (на основе международных договоров),
— если трансляция не оплачивается из республиканского бюджета,
— если реклама запрещена.

К тому же наше население само заинтересовано, чтобы у них в доступе были Первый канал (РФ) и РТР. Когда поменяли местами Первый канал (РФ) и КТРК, все госорганы были завалены обращениями от наших граждан, «почему мы стали хуже видеть российские телеканалы». При необходимости мы можем даже провести социальные исследования на предмет спроса этих каналов.

Чтобы как-то улучшить положение, мы сказали российской стороне, чтобы они лицензионные сборы, которые покупали право на трансляцию Ала ТВ, Акнет, Континент ТВ, оставили в Кыргызстане, и на эти средства мы будем платить за трансляцию. Однако, российская сторона отметила, что и без того дает бесплатный контент: «Если он вам нужен, пожалуйста, берите и транслируйте на территории КР, мы не можем платить за вашу трансляцию». Поэтому, они сказали: мы вам разрешаем, если это вам нужно, открыть рекламу в ограниченных объемах. Теперь мы начали сравнивать: сегодня одно место в социальном пакете стоит 13 миллион сомов. Мы его поделили на доллары. Получилась 188 000 долларов в год. Поделили на 365 дней. Получилась 560 долларов. Поделили на среднюю минуту. Это нужно, чтобы нам выполнить просьбу наших кыргызстанцев, которые все-таки хотят видеть сегодня российский Первый канал. Если вы если заметите, то есть там статья, которая ограничивает сроками: только до 1 июля 2019 года. Мы надеемся, что наши телеканалы к тому времени разовьются и наши кыргызстанцы будут выбирать отечественный контент.

Закон «О рекламе» сегодня разрешает 6 часов рекламы показывать – это 25% от общего объема вещания. Мы провели небольшой мониторинг, на ретранслируемых телеканалах реклама идет по 30 минут. Если мы будем считать по цене 250 долларов за 1 минуты рекламы, а сейчас цена может достигать даже 500 долларов, то, получается, нам нужна одна минута в день, чтобы собрать 188 тыс долларов в год, чтобы заплатить за место в соцпакете.

Уважаемые депутаты Жогорку Кенеша я думаю, вы сами можете помочь, чтобы не обвинять только какой-то госорган. Давайте все вместе решим, нужны или нет кыргызстанским телезрителям эти российские каналы. Если они скажут «пока нужны», давайте примем одно решение. Если вдруг скажут «нет, это влияет на нашу государственную политику», то — другое. Такой важный вопрос должен приниматься на самом высоком уровне Жогорку Кенеша. Кроме того, этот вопрос записан в межправительственном соглашении с Российской Федерацией. У нас время от времени проходят протоколы, где межправительственная комиссия спрашивает, выполнили ли мы этот пункт или нет, и каждый раз Министерство культуры получает выговор, потому, что оно не выполнило. Либо нужно убрать этот пункт и открыто всем сказать.

В целом я считаю, что согласно с тем, что нам надо может быть доработать некоторые вопросы, где действительно невозможно выполнить. Потому что в статье-18 Министерство культуры наделили чрезмерными функциями, которые мы даже сомневаемся, что способны исполнить. Там можно было просто написать, что внедряется решением в соответствии с законом о лицензионно-расширительной системе.

Напомним, в первом чтении законопроект, разработанный в консенсусе с медиа рынком, был принят 15 июня 2016 года. Документ содержал нормы по разделению контентного и технического регулирования, введения упрощенной системы получения разрешений для телерадиоорганизаций, поэтапному переходу к вещанию на государственном языке. Кроме того, предусматривалось облегчение требований к объему собственного производства и переход на контент отечественного производства, что должно было привести к росту продакшн индустрии в Кыргызстане. Ко второму чтению отдельными депутатами Жогорку Кенеша предлагаются поправки, которые существенно меняют всю концепцию законопроекта, принятого в первом чтении. В ходе парламентских слушаний, основное обсуждение развернулось вокруг статей о рекламе, лицензировании и языка контента.