Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Закон им — не указ, да и указ — не документ. А сотни тысяч зрителей — не аудитория. Депутаты парламента Кыргызстана вновь самоутверждаются и демонстрируют полное незнание предмета, о котором завели речь…

К чему бы придраться?

Бывший член фракции «Ата Мекен» Омурбек Абдырахманов выступает за фактически прекращение трансляции российского Первого канала. Его поддерживает член фракции «Ата-Журт» Ахматбек Келдибеков. Будучи главой комитета по бюджету и финансам, 4 февраля после заседания подмахнул предложение: рекомендовать правительству отказаться от ежегодной оплаты 50 миллионов сомов за ретрансляцию передач Первого канала.

Многие годы Кыргызстан безоговорочно платил, соблюдая ранее подписанные двусторонние соглашения, как вдруг начал противиться и искать причины разорвать отношения. Главной причиной, по мнению Омурбека Абдырахманова, стало то, что другие российские каналы, наоборот, платят нам за возможность транслировать свои передачи, а тут платим мы. Непорядок. «У этого телеканала не государственный статус, а общественный. При этом остальные российские госканалы платят нам за ретрансляцию», — сказал он. Ахматбек Келдибеков поддержал его, заявив, что через спутник можно смотреть до сотни каналов, а высвобожденные средства нужно перевести на капвложения. Какие именно, не уточняется.

Спустя некоторое время в ОТРК пришла телефонограмма из парламента с требованием заставить платить Первый канал за трансляцию своих передач. Кроме того, местная телерадиокорпорация должна определить все плюсы и минусы предстоящих перемен. Парламентарии, как будто дети малые, сами не понимают, к чему могут привести их громкие, но совершенно не обоснованные пугалки.

В свою очередь, Омурбек Абдырахманов посоветовал журналистам не политизировать вопрос с требованием, адресованным российскому Первому каналу. «Поймите правильно, здесь нет политики. Бюджет Первого канала больше, чем размер казны нашего государства. И потом, почему мы должны платить за трансляцию их телепередач? Пусть они нам платят. Это нормально», — не унимается депутат.

Если нет политики, то определенно есть простая кыргызская мотивация при дырявом госбюджете: требовать деньги там, где их зарабатывают. И ничего страшного, что государство чужое — иностранное…

Положительное и отрицательное влияние Первого канала (по мнению местного депутатского корпуса) будет определено 4 марта. А пока глава ОТРК Кубат Оторбаев, которому поручено выработать предложения, ничего хорошего или плохого в адрес канала сказать не может.

Что ни февраль, то идея

Напряжение вокруг российского канала возникает не впервой. В 2011 году, что примечательно — тоже в феврале, частоты вещания телеканалов «Первый канал. Кыргызстан» и ОТРК изменились. Произошло это с целью улучшения качества сигнала телеканала ОТРК. Как сообщило тогда Госагентство связи, «с целью улучшения качества вещания обоих каналов ОАО «Кыргызтелеком» закупило новый передатчик 2010 года выпуска, и вещание ОТРК переведено на него, а вещание Первого российского канала — на передатчик 1994 года, на котором ранее вещал ОТРК».

Чиновники заверили, что при смене частоты вещание Первого на территории Чуйской области улучшилось и соответствует ГОСТу. Однако многочисленные жалобы в адрес руководства канала и Посольства России в КР говорят об обратном — изображение то и дело пропадает, звук сопровождается посторонними звуками. Но кому до этого есть дело в Кыргызстане? Никому.

Нет Первого — нет проблем?

Чтобы отвести внимание общественности от смены частот, чиновники пошли дальше и предложили передать все частоты иностранных каналов кыргызскому телевидению. С инициативой выступил тогдашний министр культуры и информации Нурланбек Шакиев. Аргументировал он это тем, что не все кыргызстанцы могут смотреть программы ЭлТР и ОТРК, так как частоты заняты российскими каналами — РТР и РТР-Планета.

Эксперты увидели в этом решении нарушение прав на доступ к информации, а правозащитники — ущемление прав русскоязычных граждан Кыргызстана. Согласно Конституции, русский язык имеет статус официального. Однако по Закону «О телевидении и радиовещании», принятому в 2008 году, все теле- и радиокомпании обязаны вещать на государственном кыргызском языке не менее половины эфирного времени.

Время шло, а канал не оставлял в покое чиновников. Он бил по их самолюбию, так как по всем рейтингам занимал лидирующую позицию в отличие от ОТРК, которой не помогло выбиться в фавориты и перемещение на новую частоту. В период президентских выборов-2011 Первый канал начал вещать в записи. Дело в том, что в соответствии с пунктом 16 статьи 22 конституционного закона «О выборах президента КР» запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, распространяемых на территории КР. В период проведения выборов ретрансляция зарубежных теле- и радиопрограмм производится в записи. Запрещается ретрансляция теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов.

Других проблем нет?

Не в первый раз слуги народа поднимают вопрос оплаты за ретрансляцию передач российского канала. В июне 2011-го Омурбек Абдырахманов уже озвучивал свою позицию, но тогда, по его словам, Кыргызстан платил 48 миллионов сомов. «Нецелесообразно тратить такие огромные деньги на развитие частного российского канала, учредителями которого являются некие олигархи. Лучше тратить средства на ретрансляцию государственных российских каналов, чем поддерживать частные», — пояснил нардеп.

Однако тогда эксперты отдела информационной политики аппарата правительства КР отметили, что ретрансляция телевизионных программ ЗАО «Первый канал» производится на основе межправительственного соглашения о содействии в распространении телепрограмм между Кыргызстаном и Россией. «Несмотря на то, что учредителями ЗАО «Первый канал» выступают частные лица, российское государство имеет в нем свою долю и через это предприятие проводит свою политику. Кыргызская же сторона проводит свою политику через ОТРК», — добавили они.

Так почему же они молчат сейчас и не вспоминают про документ, регламентирующий отношения между двумя странами?

Указ — что дышло

Спустя год после основания телекомпании «Первый канал. Всемирная сеть», в марте 1996 года, между правительствами РФ и КР подписано соглашение о порядке и условиях распространения программ российских телерадиовещательных организаций на территории Кыргызстана. Учитывая традиционный интерес населения КР к программам российских организаций, стороны согласились развивать сотрудничество по созданию благоприятных правовых, организационных и экономических условий для обеспечения трансляции и распространения программ на территории республики.

Российская сторона обязалась повышать уровень содержательности теле-, радиопрограмм, освещать актуальные проблемы общественно-политического, экономического, научного и культурного характера. Кыргызская — разработать организационно-технические мероприятия, обеспечивающие качественный прием программ российских передач.

Стороны согласились с тем, что трансляция программ российских телерадиовещательных организаций будет осуществляться на русском языке.

В январе 2007 года издан указ президента «О вопросах ретрансляции программ «Первого канала. Всемирная сеть», согласно с которым создано совместное предприятие «Первый канал. Кыргызстан». Учредителем выступила ОТРК, а Министерству экономики и финансов дано поручение ежегодно предусматривать в бюджете 10 миллионов 304,4 тысячи сомов на расходы ОТРК для оплаты республиканскому производственному объединению радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания акционерного общества «Кыргызтелеком» для ретрансляции программ «Первого канала. Всемирная сеть».

Указ президента может отменить только президент. Однако его никто не отменял. Следовательно, Первый канал продолжает вещать по ранее установленным правилам, а попытки народных избранников заработать на нем не увенчаются успехом.

Денонсация — не сенсация

Однако для депутатов нет ничего невозможного, любое соглашение может быть с легкостью пересмотрено и расторгнуто, если оно, по их мнению, не соответствует государственным интересам. Но о своих намерениях российской стороне они до сих пор ничего не сказали.

«Первый канал не получал от Кыргызстана никаких уведомлений об изменении параметров вещания, — сообщил ИА «24.kg» генеральный директор российской компании «Первый канал. Всемирная сеть» Николай Дубовой. — Представителями кыргызской стороны на разных уровнях неоднократно подтверждалась заинтересованность в эфирной трансляции нашего канала в КР, что обусловлено высоким зрительским интересом к программам. Порядок нашего взаимодействия определен соответствующими межправительственными соглашениями, а также указом президента КР от 29 января 2007 года. Предполагаем, что рекомендации по отключению Первого канала от эфирной сети и другие действия, направленные на ограничение вещания, могут войти в противоречие с существующим запросом общественности. Со своей стороны подтверждаем готовность продолжения вещания Первого канала в соответствии с действующими договоренностями и подписанными ранее документами».

Аудитория Цифрового Телесемейства во всем мире превышает 20 миллионов человек. Первый канал вещает в четырех международных версиях на территории стран СНГ и Балтии, Европы, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америк и Австралии — везде, где есть потребность в качественном телевидении на русском языке. В Кыргызстане, похоже, и вовсе хотят убить эту потребность.

http://www.24.kg/community/149065-pervyj-kanalru-v-gorle-zhogorku-kenesha.html