Законодательство Кыргызстана предоставляет право доступа к получению информации, и декларативно Кыргызстан является страной, стремящейся к открытости. Но на практике граждане довольно часто встречают на пути к реализации данного права различные препятствия.

Цель проекта: создание коммуникационной площадки для представителей госорганов и СМИ  по обсуждению причин возникновения проблем с доступом к информации, находящейся в ведении госорганов и поиска путей их разрешения, а также повышение знаний в области вопросов доступа к информации.

В рамках проекта были проведены два тренинга: (1) для журналистов и студентов факультета «Журналистика» ВУЗов КР, и (2) для сотрудников государственных органов.

(1) Тренинг для журналистов и студентов факультета «Журналистика» ВУЗов КР:

В большей части журналисты не были знакомы с Законом «О доступе к информации…» и на практике его не использовали. Однако в процессе обучения не было заметно рвения использовать механизмы Закона (изначально участники отметили, что чаще всего информация необходима им в срочном порядке, в связи с чем нет возможности ожидать 2 недели, отведенных Законом).

Мало кто из участников занимается серьезными журналистскими расследованиями, где требуется полная и детальная информация, находящаяся в введении госорганов.

По практике работы участников тренинга можно сделать еще один вывод, что журналисты довольствуются той порцией информации, которую решает выдавать государство, но не предпринимают законных мер истребовать больше.

Судебную практику истребования информации никто не практикует и, по всей видимости, практиковать не будет. Поэтому для участников была поставлена задача – информировать организации гражданского общества (ОФ «Институт Медиа Полиси», ОФ «Голос свободы») о фактах игнорирования, отказа в запросах, чтобы последние в дальнейшем продвигали положительные прецеденты.

Выводы по итогам (1) Тренинга для журналистов и студентов факультета «Журналистика» ВУЗов КР:
1.    ОГО совместно с журналистами должны создавать прецеденты использования механизмов Закона;
2.    Продолжать предоставлять консультации журналистам, особенно по процедурам отказа в предоставлении информации;
3.    Использовать рассылки для журналистов, где можно самостоятельно ознакомиться с презентациями тренинга и практическими советами экспертов.

(2) Тренинг для сотрудников государственных органов.
Опыт нескольких лет после введения в силу Закона «О доступе…» показал, что сам закон – это лишь первый шаг. Имплементация закона, наряду с преобразованием культуры управления в сторону демократизации и открытости, представляет собой сложнейшую задачу – особенно в нашей стране с хрупкой экономикой и ограниченными бюджетными ресурсами.

Цель проведения тренинга для сотрудников госорганов — помочь должностным лицам, ответственным за доступ информации, в повышении профессионализма исполнения
служебных обязанностей, что укрепит доверие граждан к органам
государственного управления и завоюет авторитет среди общественности.

В ходе тренинга участники так же ознакомились с Региональным отчетом о доступе к информации и обсудили причины низкого уровня прозрачности министерств и ведомств. Как считают сотрудники госорганов основные причины: 1) отсутствие мотивации у сотрудников гос.органов (статус, низкая заработная плата и др.); 2) непрофессионализм сотрудников (качество образования); 3) частая смена руководства, нет преемственности.

Между тем, как показал тренинг, проблема обеспечения доступа к информации во многом заложена в сознании чиновников, которые привыкли все засекречивать, поскольку подконтрольность и прозрачность деятельности министерств и ведомств накладывает на них обязательства исполнения своих законных обязанностей. Еще одна проблема в вопросе прозрачности информации – существуют противоречия Закона с внутренними нормативными-правовыми актами госорганов.

Выводы по итогам (2) Тренинга для сотрудников государственных органов:

1. Провести серию тренингов для госслужащих министерств и ведомств по тематике доступа к информации (по принципу 1 тренинг — 1 министерство)
2. Работа по приведению в соответствие НПА, регулирующих процедуру доступа к информации, в соответствие с Законом. А также внесение в Закон изменений и дополнений в части определения критериев ограничения в доступе к информации.
3. Создание судебных прецедентов для повышения правосознания госслужащих. Только гражданский интерес, мощная инициатива снизу может разбудить процесс обеспечения прозрачности всех госорганов.