Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Прежде чем освещать вопрос о стратегических объектах, хочу отметить, что  в  происшедшем инциденте  в Доме Правительства  КР, 4 октября т.г., работники службы охраны Дома Правительства КР превысили свои полномочия в отношении работников СМИ. Они натуральным образом  избивали оператора, заставляя его  отдать отснятый материал, и журналистку, которая пришла на помощь своему коллеге.

 

Представители телекомпании «НБТ» имеют аккредитацию в Жогорку Кенеш КР и  в тот день находились в здании Правительства на законных основаниях, освещая заседание парламента.

 

Но в какой-то момент оператор увидел из окна  здания, как неуправляемая толпа митингующих,  сметая на ходу выставленный отряд  оцепления работников МВД, пытается проникнуть на территорию здания Правительства через железную ограду во главе с действующим депутатом Ташиевым К.. И, исполняя свой профессиональный долг, оператор стал фиксировать данное  правонарушение. Ведь на лицо –  была реальная попытка захвата «Белого Дома».

 

Да, возможно, оператор нарушил правила поведения на территории стратегического объекта, проникнув ближе к месту, откуда был хороший вид всего происходящего перед зданием.  Но это не является поводом отбирать камеру и применять физическое насилие к представителям СМИ. Таких прав у охраны нет. В случае допущенных нарушений они могли только задержать нарушителей и вызвать милицию. В своей деятельности служба охраны должна руководствоваться  Положением о Главном управлении государственной специализированной службы охраны МВД КР, утвержденным постановлением Правительства КР от 20 июля2004 г.

 

По данному факту были зафиксированы побои пострадавших  и подано заявление в районный отдел милиции на противоправные действия работников охраны. Теперь в этом деле будут разбираться  специалисты МВД.

 

А сейчас перейдем к основному вопросу – о стратегических объектах.

 

А их в нашей стране не так уж мало. Оказывается, все здания и помещения, используемые государственными органами  КР, тоже являются стратегическими объектами.   Но это еще не все.

 

В действительности, правильно подмечено:  журналистам  лучше знать заранее  какой объект они планируют посетить, чтобы согласовать с руководством все  условия их пребывания  на стратегическом объекте и рамки дозволенных фото и видеосъемок. Надо отметить, что  в перечне стратегических объектов встречаются разные позиции по важности и значимости, а, следовательно, и режим пребывания тоже разный. К примеру, возьмите какой-нибудь национальный заповедник и предприятие по производству и испытанию вооружения. Есть разница? Хотя и первый, и второй объект относятся  к стратегическим.

 

Еще в 2008 г. был принят закон КР «О стратегических объектах Кыргызской Республики», который устанавливает правовые основы определения и регулирования стратегических объектов в целях обеспечения национальной  безопасности  республики.

 

Что признается стратегическим объектом?

 

Таким объектом является имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития общества, владение,  пользование или распоряжение которым будет оказывать влияние на состояние национальной безопасности нашей страны. Этот объект может находиться в государственной, муниципальной, частной и иной форме собственности в соответствии с национальным законодательством. К стратегическим объектам могут быть отнесены также и предприятия, имеющие стратегическое значение для государства.

 

Правительство  республики устанавливает специальные требования к режиму функционирования и эксплуатации стратегических объектов, направленные на обеспечение национальной безопасности. В случае чрезвычайных ситуаций Президент КР в целях обеспечения защиты национальных интересов вправе вводить особый режим охраны и обеспечения жизнедеятельности стратегических объектов с использованием Вооруженных Сил  республики.

 

В соответствии с законом к стратегическим объектам относятся:

 

1) имущество, в том числе военная техника и оборудование, используемое Вооруженными Силами КР; промышленные предприятия по производству и испытанию вооружения;

2) здания и помещения, используемые государственными органами КР;

3) имущество, используемое гидрометеорологической, экологической, санитарно-эпидемиологической, карантинной службами;

4) магистральные железнодорожные сети;

5) магистральные газопроводы;

6) национальная электрическая сеть;

7) гидро- и теплоэлектростанции, кроме каскада Токтогульских гидроэлектростанций и национальной высоковольтной линии электропередач (они регулируются специальным  законом КР «Об особом статусе каскада Токтогульских гидроэлектростанций и национальной высоковольтной линии электропередач»);

8) распределительные газо-, тепло- и электрические сети;

9) магистральные линии связи;

10) национальная телерадиовещательная корпорация;

11) республиканское производственное объединение радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания;

12) национальная почтовая сеть;

13) аэропорты, в том числе международные, а также аэронавигационные устройства системы управления воздушным движением;

14) автовокзалы, автомобильные дороги общего пользования;

15) недра, лесной фонд, объекты лесного хозяйства, имеющие статус национальных заповедников, заказников, природных парков, особых биосферных территорий;

16) объекты водного комплекса и водохозяйственные сооружения, в том числе ледники, естественные озера, реки, гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водозаборы и водонасосные станции;

17) объекты организаций здравоохранения КР, имеющие статус национальных;

18) хвостохранилища горно-металлургического производства;

19) промышленные предприятия, перерабатывающие радиоактивные материалы;

20) объекты историко-культурного наследия.

 

В соответствии с законом Правительством КР устанавливается Перечень стратегических объектов  по рекомендации Совета обороны КР. Такое постановление «Об утверждении перечня стратегических объектов Кыргызской Республики» было принято 14 августа2009 г. В последней редакции от июля2012 г. в Перечень  включено 67 предприятий и объектов. Но в этом перечне есть пункты, которые включают в себя еще несколько позиций.

 

Например, возьмем первый объект из перечня – это «имущество, в том числе военная техника и оборудование, используемое Вооруженными Силами КР». К нему относится:

 

— Центральный аппарат Министерства обороны КР;

— Главный штаб Вооруженных Сил КР;

— войсковые части;

— военно-учебные заведения;

— военный санаторий  «Тамга»;

— аэродром авиабазы Российской Федерации в городе Кант;

— учебно-тренировочный центр Министерства обороны КР;

— военные госпитали и поликлиника;

— военные комендатуры;

— областные, районные и городские военные комиссариаты и сборные пункты.

 

Как видно, кроме конкретного указания названия объекта, например: военный санаторий  «Тамга», есть еще и безликие  — войсковые части, военные комендатуры или военные комиссариаты и сборные пункты.

 

Или, другой пример, в законе указана только Национальная телерадиовещательная корпорация КР, а перечне дополнительно уже появляется телерадиовещательная  компания «Общественное телевидение – ЭлТР», издательские дома «Кыргыз Туусу» и «Слово   Кыргызстана» и редакция газеты «Эркин Тоо».   И так происходит во многих  пунктах перечня.

.

Одним словом,  сложно определить, сколько на самом деле существует стратегических объектов.  На этот вопрос, наверное, сможет ответить  только уполномоченный орган по управлению государственным имуществом. А журналистам, следует пока руководствоваться  существующим Перечнем.

 

Надежда  Алишева, Медиа-эксперт Института Медиа Полиси