Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Автор Алишева Надежда, Юрист, Медиа эксперт

1. Государственные гарантии защиты прав этнических меньшинств

 

Освещение этнической тематики в СМИ принято называть этнической журналистикой, которая посвящена проблемам национальных отношений, консолидации и интеграции этноса, сохранения и развития его культурной самобытности  и другие вопросы, связанные с жизнедеятельностью определенных этносов.

 

Вот основные проблемы,[1] которые освещаются в прессе:
— проблемы социально-культурного развития народов-этносов,

— проблемы межэтнических взаимоотношений — проблемы этнического криминала,
— проблемы освещения горячих этнических конфликтов,

— проблемы распространения разных форм этнического экстремизма,

— не признание,

— высмеивание.

 

В соответствии с Конституцией КР[2] от 27 июня2010 г. Кыргызская Республика уважает и обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, права и свободы человека (ст.16). Каждому, включая журналиста, предоставляется право свободно искать, получать, хранить, использовать и распространять информацию (ст.33).

 

Однако права и свободы, предоставленные Конституцией, могут быть ограничены самой же Конституцией и законами. Так, например, Конституция запрещает пропаганду национальной, этнической, расовой, религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства, а также призывающую к дискриминации, вражде или насилию (ст.31).

 

В связи с этим в ст.23 закона КР «О средствах массовой информации» заложен Перечень определенных запретов, где указана информация, не подлежащая публичному распространению.

В этом перечне есть такие положения, как:

 

«в) пропаганда войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям;

г) оскорбление гражданской чести народов;

д) оскорбление религиозных чувств верующих и служителей культа».

 

Подобный Перечень на запрет публикации в СМИ определенной информации существует и в законе КР «О гарантиях и свободе доступа к информации» (ст.10).

 

Правовое регулирование в этнической сфере определяется, прежде всего, установлением запретов на нежелательное поведение и ответственностью за такие деяния. Этническая информация может быть: позитивной, негативной, нейтральной. При этом любая информация имеет эмоциональную окраску. Она бывает: спокойной, восторженной, гневной, осуждающей, сочувствующей и т.д.

 

Как показывает практика, нередко в публикациях, возбуждающих национальную, расовую или религиозную рознь, используются вымышленные факты или бездоказательные утверждения. Публикации различных слухов и измышлений  создают негативный образ представителя той или иной нации или религии, приписывают им враждебность, способствуют созданию атмосферы нетерпимости.[3]

 

Одна информация содержит отрицательную эмоциональную оценку и формирует негативную установку в отношении определенной нации либо религиозной группы, другая – способна  спровоцировать межнациональный конфликт. Подобные публикации, как правило, порождают напряженность в обществе, нетерпимость к той или иной расе и создает благоприятную почву для конфликтов.

 

От деятельности СМИ в этой области зависит спокойствие, взаимотерпимость и взаимопонимание людей разных рас, национальностей и конфессий. Именно от того, насколько толерантно или интолерантно создана и озвучена информация в СМИ, во многом зависят представления, взгляды и установки людей на совместное мирное проживание или на межнациональные конфликты.[4]

 

 

Правовую основу государственной политики в сфере управления многообразием и  межэтническими отношениями составляют нормы международных документов и ряд национальных нормативных правовых актов.

 

Законодательство и этические нормы, регулирующие деятельность СМИ, предписывают журналистам основополагающие правила при освещении этнической тематики. СМИ, несмотря на культурные и иные различия, должны проявлять взаимное уважение и доверие. Журналист не должен возбуждать неприязнь, подчеркивая различия, привязывая к этносу определенные негативные черты и пробуждая чувство опасности, грозящее со стороны той или иной этнической группы.

 

«Незыблемое правило, которому должен следовать журналист, попавший в незнакомую ему культурную и религиозную среду, — это уважение к принятым в этой среде традициям и обычаям. Интервьюируя представителей национальных и религиозных меньшинств, надо решительно откинуть все сложившиеся общественные стереотипы и быть особенно осторожным в злоупотреблении.
Именно от профессиональной деятельности журналистов в большей степени зависит, установиться ли межнациональный мир в Кыргызстане или будут продолжаться межнациональная напряженность, вспышки конфликтов, попытки этнического сепаратизма, случаи этнической дискриминации».[5]

 

В соответствии с кыргызским законодательством все деяния, в составе которых  имеются противоправные аспекты, связанные с этническими, национальными, расовыми, религиозными или иными признаками, включая распространение в СМИ подобной информации, подпадают под нормы уголовной ответственности.

 

Так, в Уголовном Кодексе КР предусмотрена ответственность за «действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации».  В этом случае суд может применить наказание в виде штрафа либо лишения свободы.[6]

 

Так законом КР «О противодействии экстремистской деятельности» к  экстремистской деятельности среди прочих направлений (ст.1) относится и:

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

 

Если действия СМИ независимо от форм собственности будут направлены на распространение экстремистских материалов органы прокуратуры и орган исполнительной власти в сфере юстиции вправе объявить руководителю СМИ предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований, в том числе с установлением срока устранения допущенных нарушений. В случае не устранения этих  материалов в течение определенного срока, деятельность соответствующего СМИ подлежит прекращению (ст.8).

Закон КР «О противодействии терроризму» предусматривает обязанность средств массовой информации не допускать к распространению материалы, призывающие  к межрелигиозной, межэтнической, расовой вражде, а также к террористической деятельности (ст.13). В случае несоблюдения положений обязанностей в части содействия противодействию терроризму, данный закон предусматривает для сотрудников и руководителей СМИ уголовную ответственность и прекращение деятельности органа массовой информации (ст.14).

 

Законодательство Кыргызской Республики гарантирует равенство перед законом и судом, независимо от расы, цве­та кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеж­дений, национального или социального происхождения, иму­щественного положения, рождения или иных обстоятельств.

 

Уголовный кодекс КР предусматривает ответствен­ность за нарушение равноправия граждан по признакам национальной, расовой или религиозной принадлежности.

 

Так, в соответствии со статьей 134 УК КР уголовная ответственность в виде штрафа либо  лишения свободы на срок до двух лет наступает за «пря­мое или косвенное нарушение или ограничение прав и свобод человека и гражданина, в зависимости от пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, имущественного или долж­ностного положения, местожительства, религиозных и других убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред законным интересам гражданина», включая использование служебного положения.

 

2. Международные обязательства Кыргызстана по защите прав этнических меньшинств

 

Согласно статье 6 п.3  Конституции КР вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики. При этом нормы международных договоров по правам человека имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров

 

В Кыргызстане  никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, этнической принадлежности, вероисповедания или иных убеждений и других обстоятельств.

 

Кыргызская Республика, также  как и многие другие страны мира, является участником Международного пакта о гражданских и политических правах,[7] где  отмечается: «Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должна быть запрещена законом (ст. 20.2). Международный пакт гласит, что «в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве … пользоваться своей культурой, родным языком», исповедовать свою религию и исполнять ее обряды (ст.27). Данная статья, защищает индивидуальные права человека и коллективные права этнических меньшинств.

 

Так, законом КР от 26 июля 1996 г. Кыргызская Республика присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.[8] Эта конвенция является первым многосторонним правовым обязательным актом, посвященным защите национальных меньшинств в целом.

Все её участники «осуждают любую пропаганду и все организации, основанные на идеях и теориях превосходства одной расы или группы лиц одного цвета кожи или одного этнического происхождения». В Конвенции содержится требование ко всем участникам: «объявить юридически наказуемым проступком любое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти и подстрекательстве к расовой дискриминации» (ст.4). Присоединяясь к Конвенции,  Кыргызстан принял на себя обязательства  «всеми возможными способами проводить политику ликвидации всех форм дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами» (ст.2), а также — принять все необходимые меры  по приведению национального законодательства в соответствие с международными требованиями.

 

Согласно Конвенции государства-участники должны создать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, социальной, экономической жизни и ведении государственных дел, и обеспечить эффективную защиту в случае проявления любых актов расовой дискриминации, посягающих на основные права и свободы человека. Данная Конвенция предоставляет особые права национальным меньшинствам, в частности, что касается прав на сохранение и развитие их культуры и самобытности (религии, языка, традиции и культурного наследия).

Она запрещает любую дискриминацию, основанную на принадлежности к национальному меньшинству.

 

Национальное законодательство Кыргызстана также провозглашает за­прет дискриминации, однако не содержит точного определения этого понятия, что, в свою очередь, затрудняет эффективность  использования этой нормы в правоприменитель­ной практике. «В Уголовном Кодексе КР вместо термина «дискриминация» используется термин «равноправие». Одна­ко понятие «равноправие» подразумевает равенство каждого человека перед законом и судом. Оно выражает гуманисти­ческие принципы, но не отражает современного понимания дискриминации в отношении лиц, принадлежащих к опреде­ленной социальной группе».[9]

 

В связи с этим международный Комитет по ликвидации расовой дискриминации изучив доклады Кыргызской Республики о выполнении условий Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации вынес в адрес Кыргызстана рекомендательное замечание: «государству-участнику (Кыргызстан)[10] привести внутреннее законодательство в соответствие с Конвенци­ей, включив в него определение расовой дискриминации, соответствующее тому определению, которое содержит­ся в Конвенции   о ликвидации всех форм расовой дискриминации».[11]

Речь идет о статье 1 Международной конвенции, где дается определение «расовой дискриминации». Оно означает: «любое различие, исключение ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтоже­ние или умаление признания, использования или осущест­вления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни». 

 

В международной практике под дискриминаци­ей понимается необоснованное ограничение прав и свобод в зависимости от какого-либо признака.

 

Другим международным актом в области зашиты национальных меньшинств, который Кыргызстан ратифицировал 1 августа 2003 года, была Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам в рамках соглашения Содружества Независимых Государств от 21.10.1994 г.

 

В соответствии с договоренностью Сторона, подписавшая Конвенцию, «гарантирует лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными стандартами в области прав человека и ее законодательством». А также «примет меры для недопущения на своей территории какой-либо дискриминации граждан по признаку их принадлежности к национальному меньшинству» (ст.3). Договаривающие Стороны   согласны, что «под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории одной из договаривающейся  Стороны и имеющие ее гражданство, которое по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данной Договаривающейся Стороны» (ст.1).

 

Всеобщая декларация прав человека[12] предусматривает что, «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения» (ст. 2).[13] Данный документ и другие декларации и конвенции в области ликвидации дискриминации обладают универсальным характером и направлены на обеспечение равенства и защиты прав человека без различия расы, этнической принадлежности, религии, пола и т.д.

 

Таким образом, международная нормативная правовая база, действующая на территории республики, по защите прав этнических меньшинств основывается на следующих документах:[14] 1) «Всеобщая декларация прав человека»; 2) «Международный пакт о гражданских и политических правах»; 3) «Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации»; 4) «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам».

 

3. Межнациональное согласие — богатство страны

 

На сегодняшний день обеспечение сбалансированной защиты прав человека и прав этнических меньшинств в Кыргызстане имеет очень важное значение для укрепления стабильности и трансформации политической системы в рамках демократизационного процесса.[15] Законы, принятые в развитие конституционных норм, должны содержать правовые механизмы их реализации.

 

Межэтнические отношения в Кыргызстане  чрезвычайно многогранны и характеризуются динамизмом и противоречивостью. Особенность их развития является сосуществование различных этнических образований, взаимодействие формальных и неформальных общественно-политических структур, совокупность экономических, социально-демографических, внешнеполитических   и целого ряда других факторов объективного и субъективного характера.[16]

 

В мире практически  не существует моноэтнических государств, что и предопределяет существование особой группы отношений между этносами, проживающими в рамках одного государства. Такие отношения принято называть – межэтническими.

Согласно определению[17] межэтнические отношения – это субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями.  Такие отношения складываются в разных сферах жизни – в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения.

Характер межэтнических отношений бывает: дружественный, нейтральный, либо конфликтный. Складывается он в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении.

В обще­стве необходимо культивировать нетерпимость к этнической дискриминации и этническую толерантность.
Современный Кыргызстан является многонациональным  государством, где мирно сосуществуют приверженцы раз­личных вероисповеданий: мусульмане, православные христи­ане, католики, протестанты, иудеи, буддисты и другие. Многоязычие остается одной из главных характеристик и важнейшей культурной ценностью страны. По данным переписи 2009 года самыми распространенными языками в республике считаются кыргызский, русский и узбекский.

 

На территории республики проживают представители более 100 национальностей.[18] По оперативным данным Национального статистического комитета в Кыргызской Республике по состоянию на начало 2011 года  численность[19] населения составила 5 477 620 человек, в том числе:

— кыргызы —  71,7%,

— узбеки – 14,4%,

— русские — 7,2%,

— дунгане 1,1%

и ряд представителей других национальностей, чья численность менее 1%.

Нормальная этнополитическая ситуация в стране зависит от государственной национальной политики, направленной на утверждение гражданского мира и национального согласия. В основе такой политики должны присутствовать такие принципы, как:

— признание приоритета прав человека,

— свободное развитие каждой этнической общности в рамках демократических процессов,

— осознание того, что в условиях многонациональной республики ни одна нация не может удовлетворять свои национальные интересы за счет ущемления интересов другой нации,

— понимание того что народ Кыргызстана — это органическое единство кыргызов и всех других национальностей.[20]

Общеизвестно, что национальная политика многонационального государства выражается прежде всего в его законодательстве.

Конституция республики гарантирует представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст.10).

4. Контроль за соблюдением прав и свобод этнических меньшинств

 

Государство обеспечивает безопасность человека и гражданина независимо от расы, этнической или религиозной принадлежности. Решение вопросов, относящихся к сфере межэтнических отношений, обеспечивается в демократических политических рамках, основанных на верховенстве права.

 

Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Кыргызской Республики на постоянной основе  осуществляет Омбудсмен (Акыйкатчы) КР, который в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Кыргызской Республики, действующими международными договорами и соглашениями, к которым присоединилась КР, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.

 

Деятельность Омбудсмена регулируется законом КР «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» от 31 июля2002 г. В соответствии со статьей 3 закона в компетенцию Омбудсмена входит   предупреждение любых форм дискриминации по реализации человеком своих прав и свобод.

 

При любом нарушении прав и свобод национальных меньшинств пострадавшему предоставлены равные права и возможности на обращение с заявлением к Омбудсмену либо на судебное разбирательство по восстановлению нарушенных прав.

 

Функции по соблюдению национального законодательства, в.ч. и по пресечению разжигания межнациональной розни, пропаганды национальной, этнической, расовой, религиозной ненависти, а также призывов к дискриминации, вражде или насилию   возложены на Генеральную прокуратуру, Государственный комитет  национальной безопасности и МВД.

 

В целях осуществления неотложных мер по укреплению общественной безопасности  в республике  Президент КР подписал Указ, где предписывается Генеральной прокуратуре, Государственному комитету национальной безопасности и МВД:

«- оперативно и эффективно реагировать по фактам разжигания межнациональной розни с применением соответствующих статей Уголовного кодекса КР по отношению к гражданам, юридическим лицам, в том числе к СМИ».[21]

5. Законодательная справка  по соблюдению прав этнических меньшинств  и их защита

 

Нормы по развитию и защите прав этнических меньшинств заложены в Конституции КР,  национальных законах КР и республиканских кодексах.

Анализируя национальное законодательство  в сфере защиты прав человека и прав национальных меньшинств, следует отметить достаточную прогрессивность Кыргызстана в стремлении адаптации норм международных стандартов в этой области.

 

Ниже приведены основные положения, регулирующие   права национальных  меньшинств и их защиту.

 

1. Законы Кыргызской республики:

«О государственном языке КР», «Об официальном языке КР», «О средствах массовой информации», «О телевидении и радиовещании, «Об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики», «Об образовании», «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике», «О рекламе»,  «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» и т.д.

В настоящее время языковая политика осуществляется на основе закона КР «О государственном языке Кыргызской Республики» (02.04.2004г.), где статья 1   «гарантирует представителям всех национальностей, образующих народ Кыргызстана, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Не допускается ущемление прав и свобод граждан по признаку  незнания государственного или официального языка». Законом признается что, «функционирование государственного языка в Кыргызской Республике не препятствует использованию на ее территории других языков. Кыргызская Республика придерживается принципа свободного развития языков представителей других национальностей, проживающих в республике» (ст.4).

 

В соответствии с законом КР «Об официальном языке Кыргызской Республики» (29.05.2000г.) официальным языком в Кыргызской Республике является русский язык. В законе дается понятие официальному языку – это язык, используемый наряду с государственным языком в сфере государственного управления, законодательства и судопроизводства Кыргызской Республики, а также в иных сферах общественной жизни Кыргызской Республики в случаях и порядке, предусмотренных   законодательством Кыргызской Республики. Официальным языком признается язык, который служит языком межнационального общения и способствует интеграции республики в мировое сообщество.

 

Все телерадиоорганизации республики ведут вещание на государственном и официальном языках в соответствии с законом КР «О телевидении и радиовещании» (2.06.2008г.). «В общем объеме и времени вещания каждой телерадиоорганизации более половины программ и передач должно вестись на государственном языке, не менее 50 процентов должна быть собственная продукция и не менее 60 процентов — национальный аудиовизуальный продукт или музыкальные произведения авторов либо исполнителей КР» (ст.8).

 

 

А в соответствии с законом КР «Об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики» (21.12.2011г.) «Программная политика Корпорации предоставляет слово всем этническим группам и меньшинствам, в том числе путем учреждения специальной службы вещания для этнических и иных меньшинств на их языках (ст.21).

 

Согласно нормам закона КР «Об образовании» (30.04.2003г.) «граждане Кыргызской Республики имеют право на образование независимо от пола, национальности, языка, социального и имущественного положения, ограничений возможностей здоровья, рода и характера занятий, вероисповедания, политических и религиозных убеждений, места жительства и иных обстоятельств» (ст.3). Основными принципами организации образования являются:

равенство прав всех граждан Кыргызской Республики на получение качественного образования;

— гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей в сочетании с национальным культурным богатством, воспитание гражданственности, трудолюбия, патриотизма и уважения к правам и свободам человека (ст.4).

 

В соответствии с действующим законодательством граждане, проживающие в республике,  имеют равные права на охрану здоровья. Законом КР «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике» (9.01.2005г.) предусмотрено, что   «граждане в Кыргызской Республике обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, которое обеспечивается: — предоставлением всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равных возможностей в реализации права на получение медико-санитарной и медико-социальной помощи» (ст.61).

 

Закон КР «О рекламе» (24.12.1998г.) предусматривает нормы, которые  требуют «распространять рекламу  на территории республики на государственном и официальном языках». Кроме этого по усмотрению рекламодателей дополнительно допускается и применение языков народностей, проживающих в Кыргызской Республике (ст.5).  «Рекламы в теле- и радиопередачах и в других средствах массовой информации» также должна «размещаться на государственном и официальном языках» (ст.11). Кроме этого закон признает рекламу неэтичной, если она «содержит текстовую, зрительную или звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы нравственности, гуманности, этики и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений граждан» (ст.8).

В соответствии с Законом КР «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики», (11.01.1994г.) органы внутренних дел «являются гарантом защиты каждого человека независимо от его гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий» (ст. 3).  Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основании и в порядке, предусмотренных законом.

 

2. Кодексы Кыргызской республики:

Трудовой кодекс КР (ст.9), Семейный кодекс КР  (ст.1), Кодекс КР о детях (ст.3).Уголовный кодекс КР (ст.97, 134, 299, 299-1, 373), Уголовно-процессуальный кодекс КР (ст.16, 23, 40, 42, 50, 54, 61), Гражданский процессуальный кодекс КР (ст.7), Кодекс КР об административной ответственности (ст.61, 64, 550, 570).

Трудовой кодекс КР (ст.9). Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и свобод. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества при их реализации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, … отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда.

 

Семейного кодекса КР (ст.1). Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 

Кодекс КР о детях (ст.3).  «Кодекс Кыргызской Республики о детях основывается на следующих принципах:

недопустимость дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей, законных представителей или каких-либо иных обстоятельств».

Уголовный Кодекс КР. Действия, направленные на возбуждение расовой дискриминации, рассматриваются в законодательстве Кыргызской Республики как уголовно наказуемое общественно опасное деяние, предусмотренное статьями 97, 299,  299-1, 373.

 

(ст.97) — предусматривает ответственность за умышленное лишение жизни другого человека, совершенное на почве межнациональной или расовой либо религиозной ненависти или вражды.

(ст.134) — устанавливает ответственность за нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения и другие дискриминационные деяния.

(ст.299) —  устанавливает ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганды исключительности, превос­ходства либо неполноценности граждан по признаку их отно­шения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.

(ст.299-1) — предусматривает ответственность за организованную деятельность, направленную на возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды.

(ст.373) — определяет уголовное наказание за «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного восприятия деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы».

 

Уголовно-процессуальный кодекс КР

(ст.16) — определяет равенство граждан перед законом: «Правосудие осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом независимо от социального происхождения, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношении к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, места жительства и других обстоятельств».

(ст.23) — определяет права лиц, участвующих в деле и не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство (делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке и пользоваться услугами переводчика). Копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого и приговора (определения, постановления) вручаются обвиняемому, подсудимому, осужденному в переводе на их родной язык или язык, которым они владеют.

(ст. 40) — дополнительно закреплены права и обязанности подозреваемого, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство.

(ст. 42) — дополнительно закреплены права и обязанности обвиняемого, подсудимого, осужденного (оправданного), не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство.

(ст. 50) — дополнительно закреплены права и обязанности потерпевшего, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство.

(ст. 53) — дополнительно закреплены права и обязанности гражданского истца, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство.

(ст. 61) — дополнительно закреплены права и обязанности свидетеля, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство.

Гражданский процессуальный кодекс КР (ст.7). Предусматривает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и каких-либо иных условий и обстоятельств личного или общественного характера, а также всех юридических лиц независимо от формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.

Кодекс КР об административной ответственности предусматривает ответственность за правонарушения, связанные с этно-культурными правами (ст.61,64,550,570).

 

(ст. 61) — воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него.

(ст.64) — нарушение прав граждан на свободный выбор языка в воспитании и обучении, создание препятствий и ограничений в использовании языка, пренебрежение к государственному языку, а также к другим языкам наций и народностей, проживающих в КР.

(ст.550) — предусматривает, что рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

(ст.570) — определяет права и обязанности правонарушителя, в том числе указано право выступать на родном языке или ином языке, которым он владеет, и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство.

 

 

(Для сборника статей по межэтническим отношениям 23.04.2012г.)

 


[1] Атыканова Дж. Этничность и СМИ. Доклад на тренинг-семинаре «Поддержка СМИ в освещении межэтнической ситуации в Кыргызстане», Бишкек, 2011, http:// www.ethnic.analytics,kg/2011-05-23-08-28-17/2011-05-23-08-43-31/55-2011-06-16-05-05-44.html.

[3] Политкорректность в СМИ Казахстана: поиск гармонии, Алматы: Международный фонд защиты свободы слова «Адил Соз», 2007, с.77.

[4] Чекиров К. Опыт освещения межэтнической тематики в СМИ Кыргызстана. 2011, http:// ww.ethnic.analytics.kg/2011-05-23-08-28-17/2011-05-23-08-43-31/81-2011-07-24-08-10-59.html.

[5] Чекиров К. Опыт освещения межэтнической тематики в СМИ Кыргызстана. 2011, http:// ww.ethnic.analytics.kg/2011-05-23-08-28-17/2011-05-23-08-43-31/81-2011-07-24-08-10-59.html.

[6] Статья УК КР №299 «Возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды».

[7] Принята резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966 г. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml. Кыргызская Республика присоединилась 12.01.1994 г.

[8] Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 21.12.1965 г. Вступила в силу 4.01.1969 г.

[9] Кыргызстан: Этносы и политика. Сборник под общей ред. Алишевой А. (Обзор законодательства Кыргызской Республики в свете обязательств по Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации), Серия «Центральная Азия: устойчивое общество», Бишкек, Институт региональных исследований, 2007, с.7.

[10] Примечание автора.

[11] Рекомендации Комитета по ликвидации всех форм расовой дискриминации, Кыргызстан: Этносы и политика. Сборник под общей ред. Алишевой А, Серия «Центральная Азия: устойчивое общество», Бишкек, Институт региональных исследований, 2007. с.24.

[12] Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.

[14] Перечень не окончательный, включает только основополагающиеся международные документы.

[15] Чотаев З.Д. Права этнических меньшинств в международной практике и их реализация в Кыргызстане. Сборник материалов научно-практических семинаров. Взаимодействие государства и гражданского общества в предотвращении и урегулировании межэтнических конфликтов в Кыргызстане, Академия управления при Президенте КР, Бишкек,2011,с.47.

[16] Элебаева А. Омуралиев Н.. Межэтнические  отношения в Кыргызстане: динамика и тенденции развития.

http://www.ca-c.org/journal/15-1998/st_07_elebaeva.shtml.

[17] См. http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=497.

[19] Национальный состав населения. http://212.42.101.124:1041/stat1.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=24&ltemid=101.

[20] Омуралиев Н.А.,Кокорева Е.С. Основные механизмы управления межэтническими отношениями в Кырыгзстане.  http:// www.ethnic.analytics,kg/2011-05-20-07-29-26/2011-05-27-08-11-07/27-2011-05-27-08-48-24.html.

[21] Указ Президента КР «О неотложных мерах по укреплению общественной безопасности в Кыргызской Республике» от 1.02.2012г.