Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Несмотря на призывы общественности доработать законопроект, президент все–таки подписал поправки в Уголовный кодекс и новую редакцию статьи 329 УК «Заведомо ложное сообщение о совершении преступления».
Общественность восприняла этот факт неоднозначно. Как только закон был принят депутатами, обеспокоенность выразила ОБСЕ. А после подписания его президентом международная организация “Фридом Хаус” официально заявила, что это решение — шаг назад в развитии свободы прессы в Кыргызстане.
Международные эксперты считают, что вводимая уголовная ответственность за “ложные публичные обвинения в совершении преступления” содержит возможности для расширительного толкования статьи УК и произвольного применения ее на практике. Многие правозащитники увидели, что введение уголовной ответственности за ложные сообщения приведет к усилению цензуры и самоцензуры в СМИ.
Представители правозащитного движения “Бир Дїйн° — Кыргызстан” сообщили, что намерены совместно с юристами подать жалобу в Конституционную палату Верховного суда для приведения норм данного законодательства в рамки Конституции и международных обязательств КР в области свободы слова и прав человека.
В медиасообществе двоякое мнение по поводу спорных поправок, потому что статья изложена неконкретно. Не понятно: почему слово “донос” заменили на “сообщение”? Ведь это дает основания трактовать новшества как направленные в большей степени в сторону СМИ. Как только начнут применять на практике эти новшества, станет ясно, против кого она направлена. Если первыми начнут привлекать к ответственности по нормам уголовного права и сажать журналистов, то считайте, стабильности придет конец, они станут жестче критиковать власти.
Депутат ЖК Эристина Кочкарова, одна из инициаторов принятия закона, уверяла, что в случае распространения ложной информации о совершении преступления ответственность будет нести не СМИ, а источник информации, поскольку, согласно Конституции КР, каждый считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана судом. Парламентарий сослалась на то, что в последние годы негативная тенденция заведомо ложных сообщений и публичных обвинений в совершении или участии в преступлении активно используется в политической борьбе.
Между тем один из инициаторов принятия этого закона, депутат ЖК Турсунбай Бакир уулу, публично заявил, что приветствует подписание президентом Закона “Об изменениях и дополнениях в УК”. По словам Бакира уулу, общество погрязло в необоснованных обвинениях, в том числе и в тяжких преступлениях.
— Эта новация — прежде всего удар по тем, кто заказывает такие материалы против своих оппонентов, — отметил депутат.
Очевидно, что прослеживаются попытки политических партий таким образом приструнить конкурентов перед началом выборной кампании, в ходе которой обычно происходит “слив компромата” и появляются обвинения в коррупции. Однако, напомним, был прецедент, когда в 2008 году редактора газеты “Dе–факто” Чолпон Орозобекову осудили по статье “заведомо ложный донос” и журналистке пришлось иммигрировать за рубеж, избегая преследования.
Где гарантия, что наши правоохранительные органы будут применять статью 329 УК, как это задумано законодателями?
А если милиция подкладывает наркотики в машину и обвиняет в преступлении человека, который этого не совершал, что делать простому гражданину? Добьется ли он справедливого следствия и наказания сотрудников правоохранительных органов, заведомо обвинивших его в совершении преступления и чем это чревато?
Комментаторы поправок в аппарате президента ссылаются на то, что указание источника сообщения снимает ответственность с журналистов, а заведомость ложного сообщения и преднамеренность нужно доказывать как при заведомо ложном доносе. Поэтому, мол, внесенные изменения направлены на совершенствование законодательства по обеспечению правильной и законной деятельности правоохранительных органов и суда.
Стоит отметить, что ранее статья о ложном доносе фактически была аналогом той, что применяется в УК РФ, где ничего не говорилось о публичном обвинении в коррупции.
Новая статья 329 “Заведомо ложное сообщение о совершении преступления” содержит такие формулировки, как “деяние, 1) соединенное с публичным обвинением лица в коррупции либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) совершенное из корыстных побуждений, наказывается штрафом в размере от одной до двух тысяч расчетных показателей или лишением свободы на срок от одного до трех лет”.
Наши независимые правоведы отмечают, что в юридической науке уже многие десятилетия существуют достаточно ясные критерии для определения того, что такое заведомо ложный донос и каким образом его квалифицировать. В силу этого доказать заведомую ложность доноса до сих пор было непросто, и правоохранительные органы не позволяли себе злоупотреблять этой статьей УК. Нормы “заведомо ложный донос” было вполне достаточно, чтобы противодействовать лжи, когда человека несправедливо обвиняют в совершении преступления.
А изменение этой статьи ряд экспертов считает ненужным и даже вредным, поскольку нарушается один из главных юридических принципов — принцип правовой определенности, когда решения органов государственной власти должны приниматься в соответствии с правовыми нормами, и при этом должна быть максимальная предсказуемость действий государственных чиновников.
А у нас очевидно, что заложен элемент непредсказуемости. Споры по принятому закону ведутся, этот вопрос остается открытым, все точки над “i” должна поставить Конституционная палата.

  • а как у них?
    Примечательно, что в украинском УК имеется точно такая же статья 383 — “Заведомо ложное сообщение о совершении преступления”. Но, хочу особо обратить на это внимание, ее редакция серьезно отличается от принятой нашим парламентом.
    В украинском варианте конкретно указывается: “Заведомо ложное сообщение суду, прокурору, следователю или органу дознания о совершении преступления наказывается исправительными работами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет”. Как видите, указанные формулировки касаются лишь правоохранительных органов, не упоминаются публичные выступления.

Бермет МАЛИКОВА.

http://members.vb.kg/2014/05/30/ugolov/1_print.html